Cтраница 3
Изложение мыслей представляет процесс общения. Необходимо, чтобы вас поняли и с вами согласились, причем исходной базой для этого может быть скука, антипатия или даже враждебность. [31]
Таким образом, процесс общения человека с компьютером одновременно и очень сложный, и простой. Его сложность связана с необходимостью создания и функционирования больших и громоздких программ трансляторов, меню, лингвистических процессоров и планировщиков. А простота должна быть внешней, когда удается упрятать провода вовнутрь, чтобы пользователь видел в компьютере не автомат, а добросовестного и заботливого помощника. [32]
Для того чтобы процесс общения пользователя с системой сходился, система должна уметь накапливать даже частичные успехи; в противном случае общение с системой межет никогда не завершиться. Одним из следствий указанного требования является необходимость сохранения контекста диалога, Так как способности систем сегодняшнего дня уступают способностям человека, не приходится рассчитывать па то, что система сама устранит причину неудачи, возникающую при обработке сообщения. Более реалистической является следующая позиция. Система должна не устранить причину неудачи, а направить пользователя на перифраз, позволяющий избежать неудачи. Кроме того, для достижения успеха необходимо предусмотреть режим работы системы, вынуждающий ее принять точку зрения, навязанную пользователем. Вероятно, навязанное целесообразно сообщать системе не на ЕЯ, а на некотором более ограниченном языке. Умение принимать навязанное требует от системы осознания того, на каких этапах ее работы формируется то, что навязывает пользователь. [33]
В общем виде процесс общения пользователя с СВМ ЕС заключается в формулировании пользователем той работы, которая должна быть выполнена в среде СВМ ЕС, и в получении сообщений о результатах этой работы. Формулирование работы ведется с использованием языков общения, присущих тем программным компонентам, которые необходимы для выполнения работы. Так, пользователи прикладной программы в качестве такого языка используют язык общения, заложенный в эту программу в процессе ее разработки. [34]
Для лучшего понимания процессов общения необходимо рассмотреть некоторые понятия. [35]
Подходы к моделированию процесса общения весьма разнообразны. В ходе анализа, выполненного в предыдущем параграфе, отмечены наиболее важные особенности процесса общения на ЕЯ. По нашему мнению, именно степень учета особенностей процесса общения на ЕЯ и является основным показателем качества модели общения. [36]
С точки зрения процесса общения задача компоненты СЕЯ, осуществляющей синтез, состоит в выражении на естественном языке сведений, интересующих пользователя и понятных ему. Первая из указанных задач ( как следует из ее названия) не относится непосредственно к лингвистике и практически не разрабатывалась. Вторая задача разработана значительно детальнее. Некоторые разработки ( в связи с тем, что они ориентировались на использование не в системах МП, а в системах общения) уделяют достаточное внимание не только морфологии и синтаксису, но и семантике. К числу таких работ следует отнести систему BABEL, разработанную Голдманом, [ Шенк, 1975а, гл. Но и в этих системах отсутствует внелингвистический синтез. Понимая важность данной проблемы, отметим, что завершенные методы ее решения отсутствуют. [37]
Очень распространенным в процессе общения между людьми является применение порицаний и похвал. В них содержатся некоторые наблюдения относительно других людей. Одновременно они являются определенной формой эмоциональной экспрессии. [38]
Особую сложность в процессе общения составляет проблема умения слушать. Специалисты в области менеджмента говорят о том, что умение слушать является одним из главных показателей культуры человека. [39]
Поведение коммуникантов в процессе общения преследует определенные цели. Для достижения этих целей мы пользуемся определенными приемами, которые ( в зависимости от уровня рассмотрения) называют коммуникативными стратегиями, коммуникативными тактиками и коммуникативными навыками. [40]
Итак, в процессах общения важнейшую роль играют знаки и знаковые системы. Знаковая коммуникация подразумевает связь между автономными единицами. Поэтому исследование и моделирование процессов коммуникации между агентами неотделимы от представлений о семиотике и семиозисе. [41]
Роль слушания в процессе общения реактивная. Она осуществляется путем формирования и формулирования мысли во внутренней речи. Внутренняя активность слушания выражается в решении мыслительных задач вербальными средствами. [42]
В жизни большинства людей процессы общения - коммуникации - занимают до 70 % времени. Умение говорить, слушать, писать и читать - видимо, важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность людей и позволяющие накапливать, передавать громадный запас знаний. [43]
Любая современная деятельность и процесс общения человека сложны и требуют наличия у него не одного из психических свойств, а их совокупности. Способности - это совокупность психических качеств, специфичная для различных деятельностей. [44]
Рассматривается только лингвистическая модель процесса общения без связи с моделью окружающего мира и без реализации модели на ЭВМ ( Мельчук И. А. Опыт теории лингвистических моделей СМЫСЛ - ТЕКСТ. [45]