Процесс - научное познание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Скупой платит дважды, тупой платит трижды. Лох платит всю жизнь. Законы Мерфи (еще...)

Процесс - научное познание

Cтраница 2


Наиболее разумным методом преподавания физики, адекватным современной ситуации в науке и технике, является, на наш взгляд, метод, при котором основные элементы преподавания соответствуют основным элементам процесса научного познания. Это означает, что все атрибуты процесса научного познания, такие, как анализ и синтез; абстрагирование, идеализация, обобщения и ограничения; аналогии, моделирование, формализация; историческое и логическое; индукция и дедукция; аксиоматика, должны органически присутствовать в преподавании физики. Это обстоятельство придает физике особую интеллектуальную привлекательность.  [16]

Рассмотрение и разрешение противоречий осуществляются на основе сопоставления эксперимента, наблюдений с данными гипотетических положений оценки выводов и следствий. Вполне допустимым является в процессе научного познания рассмотрение противоречий на основе догадки, эвристического поиска и правдоподобных рассуждений.  [17]

Конкретизировать - значит указать существенное и общее в единичном предмете, явлении. Конкретизация исключительно важна в процессе научного познания и обучения: она помогает связывать теоретические положения с практикой, жизнью. В учебном процессе конкретизация выступает, в частности, как педагогически организованное применение средств наглядности и является эффективным средством преодоления формализма.  [18]

Научной основой процесса обучения является теория познания диалектического материализма. Процесс обучения, как и процесс научного познания, происходит путем преодоления противоречий. Главное среди них - потребности общества и возможности сложившихся форм и методов процесса обучения. Над разрешением этого противоречия и работают многие педагоги-ученые. Прежде всего подлежат исследованию психофизиологические вопросы восприятия информации и переработки ее в знания, умения и навыки: знания - это отражение в сознании обучаемых объективных законов развития явлений, предметов и их свойств; умения - это Приобретение способности сознательного применения знаний в практической деятельности; навыки - быстрые и точные действия, доведенные до автоматизма и осуществляемые без непосредственного контроля со стороны сознания. Умения перерастают в навыки в результате тренировки в выполнении изученных действий.  [19]

Наиболее разумным методом преподавания физики, адекватным современной ситуации в науке и технике, является, на наш взгляд, метод, при котором основные элементы преподавания соответствуют основным элементам процесса научного познания. Это означает, что все атрибуты процесса научного познания, такие, как анализ и синтез; абстрагирование, идеализация, обобщения и ограничения; аналогии, моделирование, формализация; историческое и логическое; индукция и дедукция; аксиоматика, должны органически присутствовать в преподавании физики. Это обстоятельство придает физике особую интеллектуальную привлекательность.  [20]

На первый взгляд это кажется парадоксальным, однако здесь уместно вспомнить метод обучения Сократа, по которому новые идеи надо преподносить в виде парадоксов. Этот метод представляется наиболее эффективным, поскольку сам процесс научного познания опирается на парадоксы.  [21]

Однако подобные кризисы неизбежно преодолевались, завершаясь всякий раз новым качественным скачком в процессе научного познания.  [22]

Церетели и др.); был дан анализ проблем восхождения от абстрактного к конкретному в процессе научного познания, о соотношении логического и исторического, о свойствах и значении науч.  [23]

Познакомившись ранее с книгой Вероятность в современном обществе, Вы могли убедиться, что вероятность ( как и количество информации) является одним из ключевых научных понятий в современном обществе, насыщенном информационными технологиями. Обращаясь теперь к книге От динамических закономерностей к вероятностным ( к завершающей книге трехтомника Закономерности окружающего мира), хотелось бы на основе анализа эволюции естественнонаучной картины мира от античности до наших дней показать принципиально важную ( можно сказать, решающую) роль вероятности в процессе научного познания мира.  [24]

Итак, рассмотрение научного творчества показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его нравственных качеств, интуиции и случайностей; в то же время творчество не является таинственным явлением. Приближается разгадка механизма интуиции и роли случайных факторов. Процесс научного познания на уровне индивидов интуитивен и дискурсивен, в нем сливается необходимость со случайностью, случайность оказывается доминирующей для запуска механизма интуиции, вероятностный результат дополняется последующей дискурсивностью. На уровне общества и культуры в целом доминирующей оказывается необходимость, подчиняющая себе случайность.  [25]

Каждый научный вывод служит наилучшей интерпретацией всех доступных в данный момент доказательств, но новые доказательства могут появиться на следующий же день, и, казалось бы, всесторонне и тщательно доказанный научный вывод в мгновение окажется несостоятельным. Постоянная критика и опровержение ранее доказанного - явление в науке обычное и даже обязательное: основополагающее свойство научного знания состоит в том, что все выводы и гипотезы, полученные с помощью научного метода, могут подвергаться критике и быть опровергнутыми. Это ведет к тому, что процесс научного познания бесконечен и не может быть абсолютной истины. Все научные истины основаны на опытных данных, соответствующих определенному этапу развития человеческой мысли. Поэтому они постоянно пересматриваются в свете новых доказательств, новых опытных данных. Некоторые научные выводы ( например, о том, что Земля является сфероидом, что врожденные способности проявляются только в определенном культурном окружении) базируются на таком мощном фундаменте доказательств, что ученые сомневаются в возможности опровергнуть их новыми доказательствами.  [26]

Есть социальные установки, ориентирующие субъект вольно или невольно на иллюзорное, неистинное представление о действительности. В этих условиях потенциально неистинные суждения науки получают дополнительный источник для своего появления и функционирования в реальной системе научного знания; они вызывают в целом усиление субъективизации знания, увеличивают степень его отхода от истины. Это и есть отрицательно-субъективная накладка на живой процесс научного познания, который и без того в немалой мере насыщен нежелательными ( для поиска истины) субъективными моментами. Но есть социальные установки, направляющие внимание ученого, социально ( интеллектуально или эмоционально) ориентирующие его на достижение максимальной достоверности научного знания.  [27]

Развитие современной химии наглядно подтверждает справедливость этих ленинских идей. Прогресс химической науки раскрывается как движение, внутренним источником которого является раздвоение единого и познание противоречивых частей его. Иначе говоря, внутренние противоречия органически присущи процессу научного познания.  [28]

Однако уже сейчас в целях взаимопонимания необходимо условиться о каких-то определенных терминах. Словом информация в общеупотребительном смысле обычно обозначают и сведения о чем-либо и процесс передачи сведений. Под научной информацией понимается логическая информация, получаемая в процессе научного познания, отображающая объективные закономерности материального мира и используемая в общественно-исторической практике.  [29]

Метод обучения Сократа, по которому о новых идеях надо узнавать через парадоксы, является самым фундаментальным, так как процесс научного познания сам опирается на парадоксы.  [30]



Страницы:      1    2    3