Процесс - научное познание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Если сложить темное прошлое со светлым будущим, получится серое настоящее. Законы Мерфи (еще...)

Процесс - научное познание

Cтраница 3


Мы разделяем ту точку зрения, согласно которой метод включает три составных элемента. Во-первых, всегда, когда предпринимаются некоторые действия, направленные на как можно более полное познание предмета той или иной науки, исходят из некоторых имеющихся знаний об этом предмете. Можно даже утверждать, что эти знания в значительной мере определяют сам характер таких действий, средства и ход познания предмета науки. Второй элемент научного метода - процесс научного познания, охватывающий все конкретные действия, направленные на познание предмета. Третьим элементом научного метода являются средства, используемые в процессе научного познания. Средства познания определяются прежде всего природой изучаемого явления, а также фазой процесса познания.  [31]

Научный уровень пропаганды литературы во многом определяется тем, насколько содержание ее соответствует уровню развития современной науки, новым открытиям и достижениям. Поэтому важно, чтобы библиотеки рекомендовали произведения печати, которые ставят актуальные научные проблемы, показывают, над чем работают ученые в настоящее время. Вполне понятно, что в первую очередь следует уделять внимание пропаганде достижений советской науки, которая занимает передовые позиции в мире во многих областях знания. Очень важно при этом знакомить читателей с книгами, раскрывающими процесс научного познания. Библиотека лучше удовлетворяет интересы читателей, если своей работой отвечает на постоянно возникающий у них вопрос: А как об этом узнали. Знакомство с методами научного познания помогает читателям сознательно воспринимать прочитанное и овладевать знаниями, воспитывает у них научное мышление, побуждает их к творческой деятельности.  [32]

Как уже говорилось, изучение читателей в библиотеке проводится в нескольких аспектах. Изучение населения обслуживаемого библиотекой района является, по существу, социологическим. Исследуя читательские группы, библиотекарь должен понимать их общественную психологию, изучая же отдельного читателя - и психологию личности. Последовательность, в которой перечислены аспекты, определяет направление - от общего к частному, характерное для этапа предварительного изучения читателей. Однако в процессе научного познания действительности, как известно, не менее важно движение от конкретного к абстрактному, от единичного к общему. Работая с читателями, библиотекарь накапливает сведения о каждом из них в отдельности, делает выводы об особенностях чтения той или иной читательской группы и затем приходит к обобщениям о характере чтения всей массы читателей.  [33]

Мы разделяем ту точку зрения, согласно которой метод включает три составных элемента. Во-первых, всегда, когда предпринимаются некоторые действия, направленные на как можно более полное познание предмета той или иной науки, исходят из некоторых имеющихся знаний об этом предмете. Можно даже утверждать, что эти знания в значительной мере определяют сам характер таких действий, средства и ход познания предмета науки. Второй элемент научного метода - процесс научного познания, охватывающий все конкретные действия, направленные на познание предмета. Третьим элементом научного метода являются средства, используемые в процессе научного познания. Средства познания определяются прежде всего природой изучаемого явления, а также фазой процесса познания.  [34]

В этой связи следует отметить и неявно присутствующий этический пафос в Методе социологии. Сформулированные в нем правила - больше, чем просто исследовательские приемы и процедуры. В конечном счете они основываются на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике. В данном отношении позиция Дюркгейма была близка позиции Макса Вебера, выраженной в его работе Наука как профессия. Правда, французскому социологу можно было бы возразить, приведя распространенное и вполне справедливое утверждение о том, что беспредпосылочное, свободное от ценностей познание невозможно. Но дело в том, что главная ценностная предпосылка в процессе подлинно научного познания как раз и состоит в ценности познания как такового; в противном случае это уже не наука, а нечто иное.  [35]

Особую роль в развитии научно-технического прогресса, который может рассматриваться как последовательное познание сил природы ( открытия) и использование познанного наукой ( изобретения), играют фундаментальные исследования. Они не только дают новые знания об окружающем нас материальном мире, но и являются основой для создания принципиально новых средств воздействия на природу. Наиболее значимым результатом фундаментальных исследований являются научные открытия. Термин - открытие является достаточно многозначным, поскольку используется в специальной литературе для обозначения различных по содержанию и объему понятий. Нередко в понятие открытие вкладывается самое широкое содержание, охватывающее собой как новые научные знания, так и конкретные решения практических задач. Чаще понятие открытия связывается лишь с результатами научных теоретических исследований, не ограниченных какой-либо определенной сферой знаний. В обобщенном виде под открытием обычно подразумевается обнаружение ( установление) того, что объективно существует, но ранее не было известно. Иными словами, рассматриваемое понятие тесно связано с областью познания и может выражать, с одной стороны, процесс научного познания, а с другой стороны - его результат.  [36]

В действительности же системный подход - это методологическое средство изучения, представления, проектирования объектов сложной природы как систем и управления процессами функционирования таких объектов в самых различных областях науки, техники, экономики. Системный подход как методологическое средство объединяет научные знания различных дисциплин с целью использования их для перечисленных целей. Он носит общенаучный характер. Термин общенаучный употребляется здесь в смысле широкой области применения, но не в значении для всех наук без исключения. Он не подменяет и не может подменить исследований частных научных проблем. Системный подход предназначен для изучения сложноорганизованных объектов и процессов и является одним из видов качественного анализа окружающего мира. С использованием системного подхода исследуются качественные характеристики больших совокупностей. Многие из этих характеристик оказываются общими для объектов и процессов совершенно различной природы. Таким образом, системный подход - это один из важных компонентов процесса научного познания, средство анализа реально существующей сложности, преодолеть которую другими приемами не удается.  [37]

Если практический статус кибернетической науки заключается в расширении творческих потенций человека, то в данном случае, как это ни парадоксально, можно говорить об их обеднении. Основной недостаток программированного обучения, вероятно, заключается в том, что оно лишает процесс обучения роскоши человеческого общения. Стократ был прав Ан-туан Сент-Экзюпери, так высоко и, мы бы сказали, пророчески оценивший человеческое общение. Применительно к нашей проблеме оно означает не роскошь, а одно из могучих и решающих средств постижения вузовской науки. Только в непосредственном живом, отнюдь не машинном общении с преподавателем студент может проникнуть в его творческую лабораторию и вместе с ним пройти тяжкий путь познания. Будущее высшей школы представляется не в виде огромных безликих аудиторий, в которых за пультами сидят бесчисленные ряды студентов, а в изыскании все больших и больших возможностей для личностных контактов между преподавателями и студентами. Контактов, в процессе которых реализуют себя убежденность, эрудиция, эмоциональное отношение к истине, наконец, благожелательное внимание к нюансам чужой мысли, ее аргументам и доказательствам. Как драму идей характеризует процесс научного познания Альберт Эйнштейн.  [38]



Страницы:      1    2    3