Технико-технологическая деятельность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Богат и выразителен русский язык. Но уже и его стало не хватать. Законы Мерфи (еще...)

Технико-технологическая деятельность

Cтраница 1


Технико-технологическая деятельность - вид деятельности, направленный на решение комплексных технических к технологических проблем, обеспечение функционирования техники и технологии как единой системы. Разделение деятельности на техническую и технологическую в известной степени условно, поскольку техника и технология неотделимы друг от друга.  [1]

Технико-технологическая деятельность выступает информационно направленным процессом, предполагающим восприятие значимых сообщений и их переработку в командные коды, реализующим способность отображать и моделировать среду. Она всегда связана с рефлексией, создающей виртуальную реальность - мир символов и представлений. Техника и технология рождают в духовном мире ресурсы, являющиеся и добром, и злом.  [2]

Проблема технико-технологической деятельности выдвигается на передний план в связи с тем, что человечество завершает эпоху своего стихийного развития. Начинается эпоха устойчивого развития, управляемого, детерминированного разумными потребностями, одухотворенного богатством внутреннего мира, пронизанного возвышенной моралью, где биосфера переходит в ноосферу - новое эволюционное состояние ( Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения.  [3]

Подчинение технико-технологической деятельности императивам ноосферы означает возвышение потребностей и совершенствование духовного мира. В этом двуедином процессе, выступающем важнейшим фактором устойчивого развития человеческой цивилизации, присутствует, с одной стороны, все более полное удовлетворение разумных потребностей каждого человека в хороших условиях труда, быта, отдыха, образования, медицинского обслуживания, а с другой - постоянная забота о его духовном мире. Но все это - в условиях гармоничной целостности в системе общество-природа, необходимость которой диктует человечеству под угрозой его гибели борьбу с неразумными потребностями. Бороться - не значит противопоставлять рост-материальных запросов совершенствованию духовного мира. Не о хлебе едином будет жить человек, но также и о хлебе, и хлеб должен быть для всех, и тогда именно духовный вопрос предстает перед человеком во всей своей глубине.  [4]

Современная ситуация в биосфере позволяет утверждать, что технико-технологическая деятельность, организуемая и направляемая потребительско-приобретательской психологической установкой на противостояние с природой ради сиюминутных экономических выгод, комфорта и просто престижа, стала глобальной, катастрофически опасной и актуализировала извечный гамлетовский вопрос Быть или не быть, но уже в отношении всего человечества. Самим фактом существования человечества - носителя духа - предъявляются безусловные императивы, выполнение которых предполагает такую ступень развития ноосферы, когда созидается новый тип цивилизации, отвечающий изначальному не отчужденному предназначению человека.  [5]

На пороге третьего тысячелетия господствующие технократические установки, неконтролируемая технико-технологическая деятельность приобрели критические параметры, угрожающие уничтожением жизни. Почему техника и технология становятся фактором деструктивных процессов, затронувших все сферы общественного бытия.  [6]

Необходимость удовлетворения возвышающихся человеческих потребностей опосредствует отношения между организмом и окружающей средой технико-технологической деятельностью. При помощи технических средств, являющихся компонентом орудийной деятельности, при реализации соответствующих технологических процессов предмет природы становится пригодным для потребления.  [7]

Через определение потребностных детерминант развития техники и технологий показано единство антропогенной активности и технико-технологической деятельности. Выявление ноосферных императивов в техносфере, роли виртуального при использовании новейших технико-технологических средств придает оптимизм в понимании коэволюции системы общество-природа, когда техногенная цивилизация создала реальную угрозу биологической и социальной жизни.  [8]

Это определение должно послужить применению потребности как метода познания и преобразования, в частности, в осмыслении технико-технологической деятельности.  [9]

В книге онтолого-гносеологическая специфика категории потребность используется как потребностный подход, который позволяет получить наиболее универсальную характеристику технико-технологической деятельности. Методология потребностного подхода позволяет проследить истоки и тенденции техногенного воздействия на природную среду. Этот познавательный прием подводит к осознанию того, что рукотворные техновещественные и техноэнергетические изменения становятся грозным и опасным явлением. Развитие техники и технологий при отсутствии научно обоснованных границ всевозрастающих потребностей социальных организмов не только усиливает мощности техносферы, но и может повернуть естественную эволюцию биосферы, качественно изменить энтропийные процессы.  [10]

Логика данной работы требует учесть все сферы общества, все многообразие человеческой жизнедеятельности, т.е. те обстоятельства, которые определяют человека как совокупность общественных отношений, и во взаимодействии с которыми реально осуществляется технико-технологическая деятельность. Ноосфера есть образование, где соединяются материальное и духовное начала. В ней реализуется технико-технологическая деятельность, источник которой определяется соотношением материальных и духовных потребностей. Чистый экономизм, технологический детерминизм не все объясняют в превратностях исторического процесса, не дают рецептов устойчивого развития человеческой цивилизации. Технико-технологическая деятельность способствует возвышению на Олимп ноосферы лишь тогда, когда ее источником выступает гармония между материальными и духовными потребностями.  [11]

Производство благ для удовлетворения возрастающих потребностей социальных организмов, превращая биосферу во всеобщий предмет труда, нарушая природные регуляторы Земли, вместо обеспечения достойного бытия человека и реализации общецившшзационной потребности в продолжении человеческого рода становятся источником уничтожения биологической и общественной жизни. Технико-технологическая деятельность как совокупность процессов, правил, умений, навыков пользования орудиями труда существует вместе с человечеством в виде неотъемлемого компонента его бытия. Она есть область человеческой жизнедеятельности с тех пор, как сформировалось сообщество людей. С ее помощью человек изменяет природу и господствует над ней в целях удовлетворения своих потребностей. Потребностный подход в технико-технологической деятельности выявляет, каким образом безудержная экспансия техники и технологий в погоне за благами, комфортом, прибылью, престижем и т.п. порождает угрозу человеческому бытию.  [12]

Поистине глубокие и беспредельные процессы внутреннего мира человека, духовная энергия, вне которой невозможна коэволюция общества и природы, задают нооефернуто перспективу техногенной цивилизации. Детерминация технико-технологической деятельности не проходит вне истоков духовного мира, поскольку в основаниях его развития лежит объективный факт формирования новых потребностей, качественно отличных от биологических, мотивирующих и стимулирующих высшие формы психического отражения, антропогенную активность.  [13]

Возникновение более совершенных технических средств и новых технологических возможностей, диктуемое необходимостью удовлетворения, прежде всего, биологических потребностей, имеет своей целью власть над природой, которую ставит человек сначала для облегчения жизни, сокращения каждодневных усилий на физическое существование, а затем увеличения досуга, повышения комфорта. По своим истокам технико-технологическая деятельность выступает приобретательско-потребительским отношением к природе, когда знания о природных явлениях, процессах и их применения направлены на то, чтобы покорить природу. Так возникают условия, при которых технико-технологический феномен уничтожает природу и покушается на саму жизнь. При таких обстоятельствах идея сохранения жизни сегодня должна стать основой деятельности политиков, ученых, всех людей техногенной цивилизации. В таком мире техника может либо полностью отдалить нас, живущих в ее сфере, от природы, оттеснив ее бессмысленным, механическим использованием технических достижений, либо приблизить нас к познанной природе невидимого ( Ясперс К.  [14]

Познание мира без потребностей позволяет осознать эволюционно обусловленные императивы, невыполнение которых увеличивает вероятность апокалипсического исхода человеческой цивилизации. Такая возможность - следствие технико-технологической деятельности, которая не только созидает искусственный мир, но и закрепляет отношения к естественной природе как к объекту покорения, безудержной экспансии.  [15]



Страницы:      1    2    3