Технико-технологическая деятельность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Если ты подберешь голодную собаку и сделаешь ее жизнь сытой, она никогда не укусит тебя. В этом принципиальная разница между собакой и человеком. (Марк Твен) Законы Мерфи (еще...)

Технико-технологическая деятельность

Cтраница 2


Орудийная деятельность, а значит технико-технологическая деятельность, становится потребностью и играет все возрастающую роль в преобразовании биологических потребностей, формировании качественно новых общественных потребностей Она сама, став потребностью, определила превращения динамизма в отличительное свойство общественных потребностей.  [16]

Иллюзия безграничного роста материальных потребностей обусловливает всевозрастающее влияние технико-технологической деятельности в системе общество-природа, нарушающее установленное в течение миллионов лет природное равновесие, превращающее человека в функционирующий элемент техносферы. Результатом техногенного давления на природу явилась техносфера, характеризуемая такими параметрами вещественно-энергетических, пространственно-временных преобразований, которые поставили человечество на грань катастрофы.  [17]

Категория устойчивое развитие предполагает цивилизацию, которая в нынешнем своем состоянии подорвала равновесие в системе обшество-природа настолько, что это стало опасным для всей жизни на Земле. Квинтэссенция устойчивого развития состоит в том, что человечество, в основном не контролируя технико-технологическую деятельность, вступило в эпоху глобальной катастрофы. Лишь осознав опасности антропогенно перегруженной планеты, можно прийти к более глубокому пониманию самого устрашающего факта из всех, с какими нам пришлось столкнуться в наш век: цивилизация способна уничтожить самое себя ( Гор А.  [18]

Проведенный анализ онтологических и гносеологических аспектов потребности утверждает в понимании ее как отправного пункта стимулирования любой формы жизни благодаря существующим в ней отношениям реактивности и самоактивности. Дальнейший ход исследований должен закрепить знания о потребности как первопричины активности, основополагающего момента самой жизни, базовой детерминанты технико-технологической деятельности. Сущностные и содержательные, эвристические и аксиологические характеристики потребности таковы, что она необходимо определяет принципы, правила, требования, иначе говоря, метод познания и преобразования действительности. Вместе с тем правомерность потребностного подхода не дает оснований принимать его как единственно возможное методологического средство. Напротив, максимальное его претворение как метода без всяких идеологических соображений, непредубежденности позволяет обнаружить границы плодотворности данной методологической реальности. Они очерчиваются процессами возникновения, становления, развития и удовлетворения потребностей, то есть объективными пределами бытия биологических и социальных организмов, отличительными особенностями их жизненного цикла.  [19]

Самосохранение общественной жизни как условие сохранения Человека в мировом пространстве вступает в противоречие с конкретными целями антропогенной активности, которая, реализуясь, в частности, в технико-технологической деятельности, изменяет среду отнюдь не в пользу удовлетворения потребности в продолжении человеческого рода. Тем не менее, технико-технологическая деятельность осуществляется в направлении саморегулирования, самоадаптации самоорганизованных систем - общественных организмов. Но при этом происходит масштабная переработка вещества, энергии, информации, ведущая к созданию искусственной среды обитания человека или второй природы. Происходит не просто адаптивный процесс, а адаптивно-адаптирующий, когда с помощью техники, технологий естественные силы природы направляются на производство, т.е. создание того, чего природа не умеет делать. Так создается артефактный мир, принесший такой масштаб возмущения, который в ряде случаев даже стал превышать действие природных сил.  [20]

Здесь очень важен учет потребностной парадигмы, построенной на двух фундаментальных основаниях: во-первых, потребности человека формируются между жерновами природных инстинктов и цивилизованных достижений, во-вторых, этапы становления человеческих потребностей выступают как основные вехи эволюции психики от ее низших форм до высот сознания, как покорение вершин ноосферы. В конечном счете, методология потреоностного подхода позволяет выявить место, которое занимают потребности в системе общество-природа, когда возникает созданный человеком мир: техника, технология, технико-технологическая деятельность, техногенная цивилизация.  [21]

Эволюция жизни есть процесс, в котором потребность как сущностная сила, вызывая активность, обусловливает связь организм-среда. Генезис потребностей воспроизводит ее восхождение к новым, более высоким и совершенным формам существования, раскрывает истоки становления техногенной цивилизации, которая своему становлению обязана технике, технологиям, технико-технологической деятельности.  [22]

Логика данной работы требует учесть все сферы общества, все многообразие человеческой жизнедеятельности, т.е. те обстоятельства, которые определяют человека как совокупность общественных отношений, и во взаимодействии с которыми реально осуществляется технико-технологическая деятельность. Ноосфера есть образование, где соединяются материальное и духовное начала. В ней реализуется технико-технологическая деятельность, источник которой определяется соотношением материальных и духовных потребностей. Чистый экономизм, технологический детерминизм не все объясняют в превратностях исторического процесса, не дают рецептов устойчивого развития человеческой цивилизации. Технико-технологическая деятельность способствует возвышению на Олимп ноосферы лишь тогда, когда ее источником выступает гармония между материальными и духовными потребностями.  [23]

Самосохранение общественной жизни как условие сохранения Человека в мировом пространстве вступает в противоречие с конкретными целями антропогенной активности, которая, реализуясь, в частности, в технико-технологической деятельности, изменяет среду отнюдь не в пользу удовлетворения потребности в продолжении человеческого рода. Тем не менее, технико-технологическая деятельность осуществляется в направлении саморегулирования, самоадаптации самоорганизованных систем - общественных организмов. Но при этом происходит масштабная переработка вещества, энергии, информации, ведущая к созданию искусственной среды обитания человека или второй природы. Происходит не просто адаптивный процесс, а адаптивно-адаптирующий, когда с помощью техники, технологий естественные силы природы направляются на производство, т.е. создание того, чего природа не умеет делать. Так создается артефактный мир, принесший такой масштаб возмущения, который в ряде случаев даже стал превышать действие природных сил.  [24]

Логическое построение работы начинается с определения естественно-сложившихся эволюционных закономерностей, самоорганизующее начало которых подводит к возникновению потребностей. Осознание истории потребностей выстраивает необходимый характер покорения природной среды при помощи техники и технологий. Завершается работа тем, что технико-технологическая деятельность, диктуемая потребностями социальных организмов, актуализирует выполнение императивов ноосферы для устойчивой коэволюции общества и природы.  [25]

Человек, вооруженный мощной техникой, новыми технологиями, способен поворачивать русла рек, изменить ландшафт Земли рукотворным морем, но не способен отменить законы, по которым живет природа, как бы они ни мешали ему в повседневной жизни, Мы можем срубить дерево, прервать естественный ход его жизни, мы можем воздействовать на генетический код, заложенный в его клетках, но мы не можем изменить ни законы метаболизма, ни законы генетики, благодаря которым осуществляется эта жизнь ( Момджян К.Х. Социум. В этой связи возникает и другой вопрос. А не являются ли угрозы, как следствия технико-технологической деятельности, надуманными.  [26]

Самоподдержание, самовоспроизведение, саморазвитие и самоуправление жизни детерминируются потребностями ( Мусин Г.Х. Через диалектику потребностей и духовного мира к устойчивому развитию. На этапе становления общественного бытия потребности становятся источником прорыва узких рамок эволюционной триады - изменчивости, наследственности, естественного отбора. Удовлетворение возвышающихся потребностей социальных организмов необходимо приводит к такой человекорожденной форме жизнеобеспечения, как технико-технологическая деятельность.  [27]

Техника и технология опосредуют отношения между социальным организмом и природой. Опосредующий элемент ( техника, технология) не просто присутствует в системе общество-природа, а активно ее изменяет. Результатом технико-технологической деятельности явились здания и сооружения, машины и заводы, компьютеры и создаваемые ими виртуальные реальности, генная инженерия и системы медиа. Возникла искусственная природа как следствие третьего этапа развития геологической формы движения материи, который обеспечивается ноосферой, где технофизические, технохимические, энергетические процессы включаются в естественный цикл геологической эволюции, характеризируя человека крупнейшей геологической силой ( Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. Человек как биосоциальный организм существует в таком искусственном мире, необходимо им порожденном, поскольку только в нем он может получить необходимые блага ( добро) для удовлетворения своих потребностей. Но создание благ в современном мире происходит в масштабах, порождающих и угрозу ( зло) человеческому бытию. Например, безобидные, на первый взгляд, блага ( добро) мультимедиа таят в себе угрозу ( зло): при их неразумном использовании возникает опасность психическому здоровью человека.  [28]

Решение проблем, выдвинутых в книге, разворачивается из необходимости выживания социально организованной материи, которая отвергает отношение к природной среде лишь как к средству получения жизненных благ. Биосоциосистема есть коэволюционное образование, существование которого обусловливается единством общественных и природных составляющих, учитывает императивность сохранения и улучшения жизни на Земле. Биосоциальная характеристика технико-технологической деятельности вскрывает опасности техногенно ориентированного общества. Она базируется на такой коэволюции общества и природы, которая не позволяет рассматривать природу как неисчерпаемый источник сырья и энергии, неограниченный резервуар для сброса отходов человеческой жизнедеятельности.  [29]

Приведенный тезис определяет опасности агрессивно-потребительской активности в отношении к природе, предупреждает о них. И вооружает человечество оптимизмом, поскольку оно описанные опасности сумело преодолеть переходом от присваивающего к производительному хозяйству - земледелию и скотоводству. Такой переход - показатель роста производительных сил общества, содержание которых в немалой степени зависит от техники, технологий. Развитие в этой связи форм технико-технологической деятельности творит и добро, и зло.  [30]



Страницы:      1    2    3