Технико-технологическая деятельность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Дипломат - это человек, который посылает тебя к черту, но делает это таким образом, что ты отправляешься туда с чувством глубокого удовлетворения. Законы Мерфи (еще...)

Технико-технологическая деятельность

Cтраница 3


Технико-технологическая детерминанта в современном мире все острее проявляет свою двойственность. Технико-технологический фактор ставится человеком между ним и природой, увеличивая тем самым результативность своего труда. Он используется для взаимодействия человека с природой и ее сознательного преобразования в целях создания благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Технико-технологическая деятельность, выступая моментом трудового процесса, по мере своего развития становится важнейшей детерминантой и обшественной, и биологической жизни. Первая сторона технико-технологической деятельности является добродетельной, творя полезное, ценное, обеспечивая человека благами.  [31]

Логика данной работы требует учесть все сферы общества, все многообразие человеческой жизнедеятельности, т.е. те обстоятельства, которые определяют человека как совокупность общественных отношений, и во взаимодействии с которыми реально осуществляется технико-технологическая деятельность. Ноосфера есть образование, где соединяются материальное и духовное начала. В ней реализуется технико-технологическая деятельность, источник которой определяется соотношением материальных и духовных потребностей. Чистый экономизм, технологический детерминизм не все объясняют в превратностях исторического процесса, не дают рецептов устойчивого развития человеческой цивилизации. Технико-технологическая деятельность способствует возвышению на Олимп ноосферы лишь тогда, когда ее источником выступает гармония между материальными и духовными потребностями.  [32]

Производство благ для удовлетворения возрастающих потребностей социальных организмов, превращая биосферу во всеобщий предмет труда, нарушая природные регуляторы Земли, вместо обеспечения достойного бытия человека и реализации общецившшзационной потребности в продолжении человеческого рода становятся источником уничтожения биологической и общественной жизни. Технико-технологическая деятельность как совокупность процессов, правил, умений, навыков пользования орудиями труда существует вместе с человечеством в виде неотъемлемого компонента его бытия. Она есть область человеческой жизнедеятельности с тех пор, как сформировалось сообщество людей. С ее помощью человек изменяет природу и господствует над ней в целях удовлетворения своих потребностей. Потребностный подход в технико-технологической деятельности выявляет, каким образом безудержная экспансия техники и технологий в погоне за благами, комфортом, прибылью, престижем и т.п. порождает угрозу человеческому бытию.  [33]

Технико-технологическая детерминанта в современном мире все острее проявляет свою двойственность. Технико-технологический фактор ставится человеком между ним и природой, увеличивая тем самым результативность своего труда. Он используется для взаимодействия человека с природой и ее сознательного преобразования в целях создания благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Технико-технологическая деятельность, выступая моментом трудового процесса, по мере своего развития становится важнейшей детерминантой и обшественной, и биологической жизни. Первая сторона технико-технологической деятельности является добродетельной, творя полезное, ценное, обеспечивая человека благами.  [34]

Для этого необходима хорошо отлаженная программа, принятая мировым сообществом, одобренная и выполняемая его членами, направляющая их активность на устойчивое развитие человеческого рода. Логика безопасного существования человечества требует подведения антропогенной активности к вызовам и возможностям современной цивилизации. Речь идет об управлении этим важным звеном человеческой жизни, которое должно начинаться с глубокого осмысления, тщательного изучения и объективной, без идеологической тенденциозности оценки опыта, накопленного человечеством по формированию активности общественных организмов. В условиях глобального кризиса в биосоциосистеме не должно быть стихийного становления и развития всех видов общественной активности. Необходимость управления активностью человеческих организмов становится актуальнейшей потребностью общества, пара-дигмальным основанием которого выступает концепция устойчивого развития. Результатом управляемого устойчивого развития является качественно новая антропогенная цивилизация, где достигается гармония между обществом и природой, которая не должна быть нарушена технико-технологической деятельностью.  [35]

Использование любого метода определяется спецификой, парадигмой его рассмотрения. А там где имеет место потребность необходим потребностный подход, рассматривающий исследуемое явление на основе потребностной парадигмы. Потребностный подход нуждается в обосновании теорией потребности. Только теоретически аргументированный, он из предмета методологической рефлексии превращается в осознанный метод познания и преобразования действительности. В этом контексте складывается содержание данной работы, которая связана с уяснением особенностей потребностей социальных организмов, с пониманием их как процесса и результата взаимоотношений человека и природы, обусловивших технико-технологическую деятельность. Для этого необходимо с одной стороны, теоретическое укрепление методологии потребностного подхода, а с другой - использование данного метода в решении конкретных задач.  [36]

Устойчиво развивающееся общество должно быть свободно как от материальных забот, так и от материальной алчности, иметь при этом огромный потенциал для расцвета духовного мира. К этим парадигмальным основаниям человечество шло и идет не так уж и долго в сравнении с миллионолетней эволюцией жизни на Земле. Прошло не более двух-трех тысяч поколений людей с тех пор, как далекие предки человека стали сначала использовать для удовлетворения своих потребностей палки, камни и другие подручные средства, а затем постепенно расширять, обогащать форму и содержание технико-технологической деятельности.  [37]

Человек ощущает потребность в чем-то, лишь соотнося свое наличествующее бытие с бытием должным, в частности, соизмеряя свою жизнь с жизнью других людей. Бедность или благоденствие одного человека измеряется не тем, чем он обладает в данный момент, а тем, что у него было ранее и в сравнении с остальными членами общества... Отсюда возникает проблема: каким образом удовлетворение потребностей отдельного человека привести в гармоничное соответствие с благом других, с потребностями общественного прогресса. Ее разрешение возможно через нравственную оценку потребностей, процессов их удовлетворения. Тем более мораль - достояние духовного мира, которое проявляется во всех сферах жизнедеятельности общественных организмов. Она причастна ко всем глубинным источникам общественного бытия, в том числе к потребностям, которые проявляют себя всюду и всегда. Деятельность общественных организмов определяется потребностями, одухотворенными моральными мотивами. Уместно заметить, что технико-технологическая деятельность в этом плане не исключение.  [38]

Земля имеет границы антропогенной нагрузки, определяющие порог возможностей ее биосферы, устанавливающие предел роста материального богатства в ноосфере и тем самым обусловливающие исчерпаемость как экстенсивного, так и интенсивного экономического развития. В условиях антропогенной перегруженности планеты экономический рост должен быть прекращен, а процесс возвышения потребностей должен быть трансформирован в развитие духовного мира, т.е. в процесс приумножения знаний, духовных потребностей. Сам факт ограничения аграрно-промышленной деятельности, учитывающей ресурсные и биосферные возможности, рассчитывается математически, хотя психологически трудно воспринимается. Жажда материального благополучия, охватившая умы людей со времен промышленной революции, привела человечество к тупику. Надежды на перестройку образа мышления и поведения, на становление разумных потреоностей людей теоретики Римского клуба связывают с растущей ролью образования. В конечном итоге, и технико-технологическая деятельность должна быть ориентирована на производство и воспроизводство Человека.  [39]

Суть потребностного подхода не заключается в подчеркивании положения о том, что потребности выражают основополагающую сторону активного отношения всего живого к условиям внешней среды, а складывается их анализа отношений организма к окружающей среде, к самому себе и осмысления содержания субъектно-объектных, субьектно-субъектных отношений. Данный познавательный прием позволяет осознать самое главное в жизнедеятельности - избирательность биологических и общественных организмов к предметам внешней среды и к самим себе, которая задается потребностями. Наличие той или иной потребности определяет избирательное отношение организма к определенным предметам, условиям внешнего мира, обнаруживает его внутреннее противоречие. В силу этого возникшее напряжение должно быть снято действиями самого организма, который становится носителем, субъектом активности, деятельности. Потребности составляют содержание отношений организма в среде, окружающему миру. Поэтому методология потребностного подхода может сложиться лишь на основе анализа, синтеза, интеграции многообразия фактического материала, конкретных обобщений, выработанных всеми науками, которые оперируют категорией потребность. Круг наук, для которых потребность - основополагающая категория, широк и представителен: биология и физиология, экономика и психология, социология и демография, этика и эстетика. В этом кругу свое законное место должна занять экология, успешное развитие которой не может быть вне потребностной проблематики. Такая установка важна потому, что экологические проблемы, возникающие в связи с технико-технологической деятельностью человечества, могут быть осмыслены и разрешены лишь с учетом потребностей.  [40]



Страницы:      1    2    3