Cтраница 2
Не ведет ли процесс социализации уже второго поколения сектантов к тому, что у Вебера называлось рутинизацией харизмы. Нибур приходит к-выводу, что секта существует не дольше жизни первого поколения, во втором она становится уже чем-то другим, а именно - деноминацией. [16]
Как видно, процесс социализации неразрывно связан с ростом потребностей человека. Социальные потребности допускают свое непрерывное развитие: человек имеет неограниченные возможности для своего роста, приобретения все новых и новых человеческих качеств. И вместе с тем возможности его ограничены уровнем развития общества, его производительных сил. Осознанная потребность, выступая для человека как цель, определяет пути и средства ее достижения. Достижение цели уже означает появление новых возможностей для дальнейшего развития индивида, во-первых, за счет освоения нового вида деятельности, которая, как известно, имеет своим следствием двойной результат: с одной стороны, связанный с преобразованием мира, а с другой - с изменением самого субъекта. Во-вторых, сам результат деятельности не может полностью совпасть с идеализируемым представлением о цели. Он содержит в себе что-то большее, чем то, что было осознано на уровне целе-полагания. [17]
В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса. [18]
Таким образом, процесс социализации человека существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй - логикой развертывания внешних по отношению к нему проблемных ситуаций. По сути дела, здесь мы сталкиваемся со случаем самореализующихся адаптивных систем, включенных через внешние связи в социум. [19]
Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, что представители новой генерации сумеют занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности, т.е. гарантией самовозобновляемости социума. Неполадки в системе социализации порождают не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад общества, его социальных институтов. [20]
Существует немало определений процесса социализации, но, несмотря на некоторые различия в акцентах, сущность этого процесса понимается как усвоение индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта. [21]
Устойчивость норм предопределена процессами социализации и существованием санкций за их нарушение, ведущих к конформному поведению; но в то же время нормы не совсем стабильны, в частности и потому, что процессы социализации и санкций не являются совершенными; их эффективность колеблется от семьи к семье и от поколения к поколению. По этой причине ( хотя и не только) каждое общество постоянно изменяется. [22]
Механизмы взаимодействия в процессе социализации часто сводятся к дифференциации сознательных и стихийных ( неосознанных) средств регуляции социального поведения. [23]
Определяющую роль в процессе социализации и формах социального контроля играет культура, которая отражает характер взаимодействий индивидов и групп, а также идеи, опосредующие культурные образцы поведения. Это значит, что социальная структура является продуктом и особым видом взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений. [24]
Поддержка сверху в процессе социализации имеет особое значение. Поддержка руководства может помочь новичкам справиться со стрессами по крайней мере тремя способами. Первый способ: руководители могут оказать полезную поддержку ( такую, как гибкий график работы), что помогает смягчить определенный вид стресса. Второй способ: руководители могут оказать эмоциональную поддержку, которая позволяет новичку чувствовать себя более уверенно в преодолении стрессовых ситуаций. Например, они могут описать новичкам ситуацию, от них во многом зависит, сочтут новички ее угрожающей или нет. [25]
Модель взаимодействий системы личность-общество. [26] |
А Б - происходит процесс социализации, личность находится под формирующим воздействием социальных институтов общества. Отношения обмена деятельностью, в которые вступает личность, направляются на развитие ее способностей, знаний и навыков. [27]
В каждом обществе вырабатывается процесс социализации личности, т.е. развития человека активного, полноценного члена общества. В его ходе осуществляется подключение индивида к социальной памяти данной общности, освоение им накопленных традиций. [28]
Социальные роли усваиваются в процессе социализации. [29]
Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности, втом числе в процессе воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической наследственности - ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. [30]