Cтраница 3
На ранних этапах развития общества процесс социализации был частью производственной деятельности, домашнего труда; специально организованных его форм не существовало. Выделение, в частности, целенаправленного воспитания происходит лишь на определенных этапах социальной эволюции. [31]
По-видимому, в критических ситуациях процесс социализации обращается вспять. Реакции, являющиеся следствием социализации, устраняются, и индивид впадает в состояние, схожее с переживаниями маленького ребенка, лишенного родительской опеки. Личность индивида эффективно перестраивается. Радикальные изменения в личности и поведении, наблюдаемые в критических ситуациях, представляют собой крайний случай нормального процесса социализации. Ценности и мировоззрение людей никогда не остаются абсолютно неизменными, они меняются вместе с опытом, приобретаемым на протяжении всего жизненного цикла. [32]
Сложные общества в дополнение к процессам социализации вырабатывают специализированные механизмы социального контроля, посредством которого расхождения между системой экс-пектаций и фактическим поведением сводится к минимуму. Дюрк-гейм, - по словам Парсонса, - первым понял, что религиозные обряды, усиливающие мотивацию на поддержание социальной солидарности, а вместе с тем и на более полную реализацию нормативных экспектаций, имеют именно этот смысл. Так, функция обряда похорон заключается в противодействии мотивационным нарушениям, вызванным тяжелой утратой, и сохранении дееспособности социальных единиц, потерявших ценного им человека. Парсонс отмечает, что важную роль играют институты, организованные вокруг терапевтических процессов, корнями своими уходящие в историю магии и религии. [33]
Социальный контроль, наряду с процессами социализации, обеспечивает интеграцию индивидов в общество. Это происходит через интериоризацию индивидом социальных норм, ролей и образцов поведения. [34]
Школа играет определенную роль в процессе социализации. Она постепенно формирует в ребенке нравственные нормы и определенные стандарты поведения. Но в условиях положения беженцев процесс социализации ребенка существенно изменяется. Он уже связан с приобщением к новой культуре, отличной от привычного уклада жизни в семье. [35]
Мида, согласно которой в процессе социализации индивид принимает ценности, характерные для данной группы или общества. [36]
Какие качества людей формируются в процессе первичной и вторичной социализации. [37]
Разъясняя понятие социализации личности, рассмотрите процесс социализации как интериоризацию социальных качеств и свойств, определите основные детерминанты социализации - социальные институты и социальную среду, акцентируйте внимание на возрастных этапах, а также кризисных фазах социализации. Анализируя факторы социализации, обратитесь к диалектике микро - и макросреды в процессах становления и развития личности; сформулируйте понятия социального типа личности, социального характера, покажите его соотношение с социальным целым - обществом. [38]
Но в чем реально заключается самый процесс социализации. Это, как известно, процесс преодоления детского эгоцентризма. Он заключается в том, что ребенок начинает думать не для себя, но начинает приспосаблять свое мышление к мышлению других. Предоставленный самому себе, ребенок никогда не пришел бы к необходимости логического мышления. [39]
Для обеспечения большей надежности, гарантированное процесса социализации личности общество осуществляет целенаправленные формы социализации, прежде всего воспитание, в ходе которого происходит специальный отбор как задач, идей для формирования личности, так и средств, методов, способных обеспечить наибольший эффект этого процесса. [40]
Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало. [41]
Потребности этого уровня целиком связаны с процессом социализации человека и отражают условия его жизнедеятельности как члена общества. Их объем и количество определяются общим состоянием культуры общества. [42]
Огромное значение средств массовой информации в процессе социализации обусловлено той ролью, которую они играют в жизни любого современного общества. Им присущи уникальные с точки зрения властных структур качества - массовость, регулярность, способность быстро проникать в самые отдаленные районы, разнообразие тематики, которые позволяют апеллировать к самой широкой публике. [43]
Человек овладевает жанрами публичной речи в процессе социализации. Жанры речи присутствуют в сознании языковой личности в виде готовых образцов ( фреймов), влияющих на процесс развертывания мысли в речи. Этими готрвыми образцами языковая личность овладевает постепенно в ходе своего социального становления. [44]
Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и в конечном счете на воспитание личности с отклоняющимся поведением. [45]