Cтраница 1
Процесс усвоения знаний также должен носить автоколебательный характер. Это означает, что после определения в самом начале обучения основной идеи, основного понятия, как ядра целого, построение всей системы знаний должно происходить как постепенное развертывание, наполнение содержанием этой идеи через другие понятия. [1]
Для описания процесса усвоения знаний строится информационно-вероятностная модель. Задача описания одной смысловой единицы информации может быть решена при определенных условиях. [2]
Учитывая эти особенности процесса усвоения знаний и действий учащимися, тот его этап, который обеспечивает усвоение в диапазоне К от 0 до 0 7, называют процессом обучения, а этап от 0 7 до 1 0 - процессом самообучения. [3]
В основе - управление процессом усвоения знаний / / Вестн. [4]
Каждая семантическая единица в процессе усвоения знания требует необходимой связи с другими семантическими единицами на основе логических связей и отношений. В системе учебного процесса, как и в любой системе, возникают простые и сложные связи, в пределах взаимозависимости рассматриваемых объектов изучения. Соответственно семантическая информация выступает з двух формах: понятийной и поисковой, - каждая из которых может проявляться в двух состояниях: статическом и динамическом. [5]
Память-знание является обязательным этапом в процессе усвоения знаний для последующего овладения ими. С этим уровнем памяти связана первоначальная эмоциональная окраска запомненного материала, привычек, эмоциональных акцентов в апперцепции человека. Будучи весьма значительной по объему, память-знание обеспечивает человеку широту ориентировки. Этот уровень памяти является хранилищем сведений, которые пока ( или уже) человеку не нужны. Память-знание не может обеспечить творческого мышления вследствие затрудненности воспроизведения материала. [6]
Одним из важнейших мероприятий по управлению процессом усвоения знаний является организация самостоятельной работы студентов. Для повышения ее эффективности наряду с мотивацией обучения и другими факторами, стимулирующими этот процесс, необходима возможность самоконтроля полученных знаний, которая позволяет осуществить оценку проделанной студентом работы, при необходимости внести коррективы в организацию последующих ее этапов. В случае успеха в освоении оцениваемого раздела контроль является дополнительным стимулом для дальнейшей самостоятельной работы студента. [7]
Основной задачей программированного обучения является оптимизация управления процессом усвоения знаний и приобретения умений. Между тем, этому вопросу уделяется недостаточное внимание. Об этом свидетельствует незначительное число опубликованных работ. [8]
Осознание необходимости интеллектуального развития, возможность принятия на себя функций управления процессом усвоения знаний является характерным требованием любого метода активизации учебного процесса. [9]
При программировании учебного предмета исходят из того положения, что учащийся в процессе усвоения знаний должен преодолевать посильные трудности. При этом переход от одного шага к другому должен совершаться достаточно непринужденно. Поскольку процесс обучения протекает во времени и им лимитирован, постольку посильность ПДМ должна также оцениваться с учетом времени. [10]
К числу научно-педагогических исследований, которые ведутся в нашей стране в целях ускорения процесса усвоения знаний в условиях информационного взрыва и устранения перегрузки учеников, можно отнести, например, работы проф. Уже ряд лет он ведет обучение в экспериментальной школе АПН СССР по своим учебникам, в которых одновременно изучаются некоторые противоположные по своему содержанию процессы и явления. Опыты в этом направлении продолжаются, и будущее покажет, насколько они доступны для широкого внедрения в школьную практику. [11]
Приведенный перечень умений и навыков соответствует не только структуре деятельности, но и процессу усвоения знаний, который состоит из таких основных элементов, как принятие цели, мотивация усвоения, восприятие ( получение, добывание, поиск) учебной информации, осмысливание ее, практическое оперирование полученной информацией, текущий самоконтроль, закрепление, итоговый анализ результатов усвоения. В отдельных из перечисленных нами общеучебных умениях как бы слива - ются воедино несколько психических процессов. И это весьма ценно, так как на практике психические процессы всегда переплетаются, а не применяются в чистом виде. Поэтому зачастую учителя затрудняются диагностировать и специально развивать абстрагирование, конкретизацию, систематизацию и др. Зато они живо откликаются на вопросы: Умеют ли школьники выделять главное, существенное. Умеют ли они составлять план ответа, план сочинения, какие ошибки допускают при этом. Умеют ли участвовать в проблемной беседе. Умеют ли осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений. [12]
Это зависит в большей степени от уровня мастерства учителя-методиста, его умения управлять процессом усвоения знаний студентами. [13]
Создание проблемных ситуаций при разработке обучающих программ в системе с применением ЭВМ осуществляет эффективное управление процессом усвоения знаний студента, усиливая развивающие и диагностирующие функции таких программ. [14]
В системах, где носители знаний ( правила, фреймы) имеют достаточно развитую структуру, процесс усвоения знаний превращается в процесс заполнения этой схемы. Диалог между системой и специалистом больше напоминает процедуру редактирования текстов или процедуру ответов на последовательность вопросов, чем свободное сочинение. Их структура и содержащиеся в них оправдания настолько схожи, что легче всего отредактировать копию П7, заменив слово уксусной словом соляной. Если по-другому взглянуть на это, можно сказать, что словарь допустимых слотов ( атрибутов) заключает в себе знания метауровня о важных соотношениях элементов задачи. [15]