Cтраница 2
Учебная литература является не только условием для самостоятельной работы студентов, но и важным фактором в управлении процессом усвоения знаний. [16]
Используйте передовые достижения методики обучения: составляйте со своими учащимися опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний. [17]
Переход к информационной, решающей и обучающей обратным связям необходим всякий раз, когда нет уверенности в одинаковой успешности течения процесса усвоения знаний у всех учащихся. [18]
И сделать этот шаг сумел именно К. Д. Ушинский, который в отличие от Я. А. Коменского видел более глубоко психологическую структуру и специфику процесса усвоения знаний учащимися, его деятельностную структуру и содержание. [19]
Учитель и автор учебника в настоящее время практически никогда заранее не могут сказать, какой будет на графике учебного процесса ( Q - Т) линия процесса усвоения знаний учащимися и какими будут их конечные успехи в обучении. [20]
Только в невероятном случае, когда учебник ( 1) построен с использованием порочных дидактических и психологических концепций, его эффективность может оказаться настолько низкой, насколько он будет препятствовать естественному ходу процесса усвоения знаний учащимися. В этом случае более эффективным оказывается неучебник ( 16), который хотя и не способствует, но и не мешает ходу этих процессов, а просто предоставляет их стихии. [21]
Если же свободные организационные формы перемежаются различными видами эпизодических встреч с учителем ( текущая консультация, установочная беседа или заключительная беседа и консультация), то могут быть ослаблены требования к моделируемому в учебнике дидактическому процессу в надежде на ту коррекцию, которую может внести учитель в процесс усвоения знаний учащихся. [22]
Берг, программированное обучение предполагает организацию научно обоснованного учебного процесса, соответствующего современным и перспективным требованиям науки и техники. Оно позволяет организовать управление процессом усвоения знаний на основе применения принципов НОТ. [23]
Совместная разработка какого-либо круга вопросов коллективом из двух-четырех студентов приучает их к коллективному творчеству. Это особенно важно потому, что процесс усвоения знаний по обязательной институтской программе хотя и Протекает в коллективе, но остается сугубо индивидуальным. Роль коллективности в науке и техническом прогрессе стремительно возрастает. Поэтому использовать работу студентов в кружке при кафедре для того, чтобы приучить их к коллективному творчеству, очень важно. [24]
Программированное обучение устанавливает обратную связь студента с преподавателем; преподаватель немедленно получает сведения о работе студента, его успехах и затруднениях, в зависимости от чего принимает соответствующие меры к изменению порядка и методики работы отдельных студентов или же методики преподавания применительно ко всей аудитории. Это и дает возможность преподавателю осуществлять управление процессом усвоения знаний. [25]
На основе информационного подхода к процессу обучения могут быть созданы достаточно содержательные модели процесса обучения и модели управления им. Эти модели часто уступают психологическим или физиологическим моделям процесса усвоения знаний человеком, но выявляя один из существенных аспектов усвоения, они в то же время более инструмен-тальны для практического использования. Будучи же соединенными с психолого-педагогическими концепциями процесса обучения, они позволяют достаточно успешно овладеть и управлять этим процессом. Надо сказать, что в этой области пока еще слишком много белых пятен, чтобы построение теории могло идти безошибочно. Во всяком случае информация - это то единственное, за что можно ухватиться как за исходное звено в цепи событий процесса обучения. [26]
Таким образом, репетиторские системы предусматривают своего рода диалог обучающегося с ЭВМ в реальном масштабе времени. Обратная связь здесь осуществляется не только при контроле, но и в процессе усвоения знаний, что дает учащемуся объективные данные о ходе этого процесса. По сути дела, репетиторские системы основаны на той же идеологии программированного обучения ( разветвленные программы), но усиленного возможностями диалога с ЭВМ. [27]
Работа студентов с компьютерной моделью преподавателя полностью решает проблему индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Живой преподаватель освобождается от непосредственного участия в традиционном производственном процессе, переходит в режим работы консультанта, контролирует процесс усвоения знаний каждым студентом. [28]
В описанных методах синергетические принципы акцентированы в различной степени в силу ограниченности объема статьи. Кроме того, сами методы нуждаются в дальнейшем развитии с точки зрения синергетики, в частности, мы имеем в виду усиление самоорганизующегося начала в процессе усвоения знаний. [29]
Сущность программированного обучения заключается в пооперационном контролируемом формировании знаний и навыков работы у обучаемых. Основными положениями программированного метода обучения являются: обстоятельный анализ изучаемого материала и оформление его в логической последовательности; осуществление обучения небольшими частями с определенной смысловой насыщенностью доз и количеством информации, требующих немедленной обратной связи; повышение самостоятельности и активности обучаемых в процессе усвоения знаний, разумная экономия их рабочего времени; эффективное управление познавательной деятельностью, непосредственная связь дальнейшего обучения с успешным усвоением изучаемого материала; индивидуализация обучения в сочетании с коллективной работой учащихся; применение современных технических средств для интенсификации деятельности обучаемых. [30]