Процесс - усвоение - знание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
В технологии доминируют два типа людей: те, кто разбираются в том, чем не они управляют, и те, кто управляет тем, в чем они не разбираются. Законы Мерфи (еще...)

Процесс - усвоение - знание

Cтраница 3


Студенты-первокурсники не признают, как правило, у себя недостатков в уровне развития чувств. Тем не менее именно на их совершенствование необходимо обращать особое внимание: система сознания, в том числе все относящееся к профессиональной подготовке, не только окрашена эмоционально, но и требует ведущей роли высших чувств в деятельности и общении. Процесс усвоения знаний, умений и навыков имеет наибольшую ценность при позитивном к нему отношении, а воспитание представляет собой прежде всего развитие высших чувств. Кроме того, процесс воспитания является по преимуществу эмоционально-контактным; чувства, воля, психические состояния и свойства личности возникают и совершенствуются у воспитанников под воздействием качеств того же рода и вида у их воспитателей. Поэтому для современного учебного заведения необходима определенная эмоциональная атмосфера, управляя которой коллектив преподавателей формирует чувства будущих специалистов.  [31]

Адаптивные машины одновременно обеспечивают преподавателей сведениями о результатах усвоения материала каждым студентом. В тб же время они устанавливают и для самих студентов условия самостоятельного изучения предмета, с постоянной проверкой понимания и усвоения. Использование адаптивных устройств на базе ЭВМ позволяет управлять процессом усвоения знаний, навыков. Контроль в адаптивных машинах - выступает в качестве стимула для познавательной активности, для осознанной транспозиции знаний, для приобретения новых знаний и для их практического использования. Обучение с помощью адаптивных машин вселяет уверенность в студентов в правильности своих действий и заставляет их выполнять учебную работу на высоком уровне.  [32]

Наименее организованной формой является самостоятельная работа обучаемых и совершенно не организован самоконтроль их работы. Слабо организован текущий контроль работы учащихся. Без решения этих задач нельзя серьезно говорить об управлении процессом усвоения знаний учащихся. Именно поэтому основные усилия педагогов-энтузиастов были направлены на создание и использование технических средств контроля, самоконтроля и консультаций.  [33]

Закономерным для процесса обучения является единство преподавания и учения. Только в том случае, когда оба эти процесса функционируют во, взаимосвязи, целостный процесс обучения достигает желаемого, результата. И нельзя рассчитывать на успех, если учитель активно преподает, а ученик не участвует-в процессе усвоения знаний и умений. С другой стороны, известно, что учение протекает более эффективно, когда оно умело управляется преподавателем в непосредственной или опосредованной форме. Из данной закономерности вытекает дидактический принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся в обучении при руководящей роли учителя.  [34]

В этой системе под руководством учителя происходит овладение учеником основами наук, способами деятельности, его развитие. Каждый из субъектов ( учитель и ученик) имеет свои функции в этой взаимосвязанной деятельности. Задача учителя состоит не только в том, чтобы сообщить знания, но и в том, чтобы управлять процессом усвоения знаний и способов деятельности.  [35]

Знание всех вышеперечисленных дисциплин позволяет сформировать руководителя духовно развитого, широко образованного и гибко мыслящего в условиях стрессовых ситуаций. К сожалению, курсы психологии, социологии, культурологии и экологии имеют малый объем часов и часто носят факультативный характер в рабочих программах современных школ и вузов. В этом смысле более углубленное изучение данных дисциплин в рамках курсов ПК, участниками которых, как правило, являются взрослые люди со сформированной когнитивной мотивацией, может дать хорошие результаты, особенно если оно будет сопровождаться применением методик психотренинга, значительно облегчающих процесс усвоения знаний.  [36]

В студенческие годы развитие интеллекта характеризуется максимальной за всю жизнь человека скоростью мыслительных процессов. Сегодня образование невозможно рассматривать только как процесс усвоения знаний, пора определить его как процесс становления характера, как процесс развития творческой личности.  [37]

Хорошо известно и психологам, и педагогам, и учителям, что усвоение учащимися знаний происходит только в результате их собственной учебно-познавательной деятельности. Много лет ученые всего мира исследуют структуру учебной деятельности человека, чтобы научиться строить ее преднамеренно и управлять ею надежно. Результаты исследований оформляются в виде развернутых описаний структуры и содержания этой деятельности, образуя гипотезы и теории усвоения. Успехи психологов и педагогов последних лет особенно заметны, однако до сих пор они не привели еще к единому, общепринятому представлению о процессе усвоения знаний человеком. Процесс оказался чрезвычайно сложным и трудноуловимым для общего описания и тем более для его моделирования. Развиваемые педагогической наукой теории и гипотезы чаще всего построены на феноменологической ступени абстракции и поэтому трудновоспроизводимы в конкретном обучении. Кроме того, эти описания обладают явно выраженной неполнотой и часто односторонностью в отображении процесса усвоения, что делает невозможным построение целостного дидактического процесса на базе только одной какой-либо концепции усвоения.  [38]

В развитии терпимости будущего педагога значимую роль, на наш взгляд, может играть изучение психологических дисциплин, посещение спецсеминаров, спецкурсов, факультативных занятий по психологии, а также организация работы по саморазвитию студентов Важным условием при этом выступает использование инновационных форм работы на занятиях, применение активных методов обучения. Под инновационным обучением понимаются методы, позволяющие конструировать учение как продуктивную творческую деятельность и преподавателя и студентов, связанную с достижением социально полноценного продукта на всех этапах учебно-воспитательного процесса сначала в совместной, а затем в индивидуальной самоорганизуемой работе. Выделим среди современных активных методов обучения три группы методов, представляющих для нас наибольший интерес. Методы интерактивного обучения, позволяющие управлять процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимоотношений и отношений, на нага взгляд, в большей степени способствуют развитию терпимости. К используемым нами интерактивным методам обучения можно отнести: социально-психологический тренинг, различные виды игр: деловые и имитационные, герменевтические и дискуссионные методы группового принятия решений: круглые столы, конкурсы практических работ с их обсуждением. Опыт практической деятельности показывает эффективность использования активных методов в обучении психологии и расширении самой практики их использования.  [39]

Репродуктивные методы применяются прежде всего с целью обеспечения быстрого и прочного запоминания учащимися учебной информации, формирования умений и навыков. Особенно эффективны они в тех случаях, когда содержание учебного материала имеет преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, и менее эффективно способствуют тому, чтобы ученики могли осуществлять самостоятельный поиск знаний. На основе репродуктив-ных методов чаще всего организуется программированное обучение. Оно применяется с целью обеспечения поэлементного усвоения учебного материала, поэлементного контроля за степенью усвоения, для максимально возможной индивидуализации обучения и учета индивидуального темпа овладения знаниями. Применяется программированное обучение тогда, когда содержание учебного материала поддается делению на логически завершенные дозы, когда надо обеспечить непосредственное управление учебной деятельностью учеников и быстро получить информацию о степени усвоения ими каждого элемента знаний. Вместе с тем применение репродуктивных методов в условиях программированного обучения требует значительно больше времени, чем при изучении темы объяснительно-иллюстративным нутем. Програм - мирование ограничивает в некоторой мере и возможности учителя для решения воспитательных задач урока, а также снижает личностные влияния учителя на учащихся. Все это не позволяет отвести ему слишком большое место в учебном процессе. Они не позволяют в должной мере развивать мышление школьников и особенно самостоятельность, гибкость мышления, формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний, а порою и просто ведут к зубрежке учебного-материала.  [40]



Страницы:      1    2    3