Cтраница 2
Эти наблюдения приводят нас к тому же самому, до сих пор не разрешенному вопросу, а именно: может ли тот факт, что поведение находится под контролем эмоциональных процессов, быть единственным объяснением стойкости к угашению. Какие другие объяснения здесь возможны. [16]
Воля связана не только с познавательными процессами, но и с эмоциональной жизнью человека. Эмоциональные процессы, особенно высшие чувства, становятся стимулом для сложных волевых актов; часто бывает также, что воля целесообразно подавляет эмоции, направляет или сдерживает их. Поэтому наша волевая деятельность ни в коем случае не может быть сведена к эмоциям, как это делает, например, В. [17]
Субъективное ощущение жары или холода позволяет человеку не только осознавать происшедшие нарушения температуры тела, но создавать план и предпринимать действия по ее нормализации. Эмоциональные процессы, создающие чувства приятного или неприятного, стимулируют создание плана и поддерживают деятельность, направленную на восстановление оптимального температурного уровня внутренней среды организма. [18]
Положительные эмоции возникают, когда появляется возможность удовлетворить ( в том числе и предположительно) долго неудовлетворяемые потребности. Таким образом, эмоциональные процессы в этом случае выступают как система, подкрепляющая психический процесс, долго не получающий своего решения. [19]
Все ТСО помогают лектору, усиливая его мастерство. Нп обучение - эмоциональный процесс, машина же любой сложности бездушна. Поэтому, по-видимому, слова машина и обучающая не могут стоять рядом. Всевозможные контролирующие машинные устройства хороши для выработки практических навыков, для самопроверки студентов перед экзаменом, контрольной работой, когда машинные методы экономят и время, и материальные ресурсы. [20]
При интенсивном вхождении в работу, когда расход активных энергетических веществ идет быстрее, чем их восстановление, обычно возникают отрицательные эмоциональные процессы. Прекращение или снижение интенсивности работы вызывает положительные эмоциональные процессы. [21]
Большое внимание психологи и физиологи уделяют механизмам эмоций. Некоторые физиологические процессы играют определенную роль в эмоциональных процессах. Так, при эмоциях возбуждающего характера значительна роль эндокринной системы: в состоянии возбуждения в крови увеличивается количество адреналина ( гормон надпочечников, побуждающий печень к усиленному выделению сахара) и сахара. Вместе с тем повышается жизнедеятельность организма, он приходит в состояние готовности тратить энергию. Однако это свидетельствует лишь о том, что при наличии эмоций происходят соответствующие явления в эндокринной системе, но не наоборот, так как физиологический эффект оказывается одинаковым при различных эмоциях ( гневе, радости и др.); работа при низкой температуре, затрата тяжелых физических усилий вызывают у людей те же реакции; если эндокринную систему искусственно отключить, то чувства остаются; наконец, человеку можно ввести глюкозу, адреналин, в результате чего возбудимость будет иметь место, но чувства не возникнут. [22]
Эффективность и безопасность деятельности человека в экстремальных условиях зависит от эмоциональной устойчивости, проявление которой связано с особенностями высшей нервной системы. В отдельных случаях инертность или неуравновешенность нервных процессов существенно влияют на протекание эмоциональных процессов и может явиться причиной производственных сбоев, ошибок и отказов. [23]
Фейхтвангер ( Feuchtwanger, 1923), наблюдая за больными с пораженными лобными долями, пришел к выводу, что у них происходит нарушение главным образом высших интеллектуальных и эмоциональных процессов. Goldstein, 1936) считает, что после повреждения лобных долей становится дефектной абстрактная сторона поведения, а конкретная почти не изменяется. [24]
При небольших отклонениях температуры внутренней среды восстановление оптимального уровня осуществляется на основе функции терморегуляторного центра ствола головного мозга и сюда не включаются эмоциональные процессы и сознание человека. Но если мы выпьем два стакана горячей или холодной воды и значительно изменим температуру внутренней среды, то не только более интенсивно начнет функционировать центр терморегуляции, но в этот процесс включатся и психические процессы на уровне сознания и эмоциональные процессы. [25]
Эмоциональные процессы участвуют в умственной деятельности как система, поддерживающая определенную психическую активность по информационному показателю. Например, возникают отрицательные эмоции, когда поставленный вопрос не получил ожидаемого решения, и положительные эмоции, когда такой вопрос успешно решается или появляется возможность его решения. Эмоциональные процессы в этих случаях выступают как система, подкрепляющая психический процесс. Переключение внимания на другие вопросы не снимает эмоциональной возбудимости с предыдущего вопроса. Вопрос, поддерживаемый эмоциональным процессом, легко возбуждается, благодаря чему периодически попадает в оперативное поле мозга. [26]
Внутригрупповой конфликт является больше чем простой суммой межличностных конфликтов. Это, как правило, столкновение между частями или всеми членами группы, влияющее на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины и т.п. Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Такое противостояние может носить профессионально-производственную ( конструкторы - производственники - маркетологи), социальную ( рабочие и руководство) или эмоциональную ( лентяи и трудяги) основы. Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша. [27]
Чтобы отойти от дел молодыми и богатыми, необходимы скорее умственные и эмоциональные усилия, нежели физические. Если вы достаточно подготовлены в первых двух отношениях, физически вам останется сделать совсем немного. Ниже описываются некоторые дополнительные умственные и эмоциональные процессы, которые вы, возможно, решите сделать частью своей жизни. В этом случае, я уверен, перспектива отойти от дел молодыми и богатыми станет для вас намного более реальной. [28]
Потребители постоянно хотят приобрести что-то для облегчения жизни. Часто люди относятся к идее улучшения своего комфорта достаточно эмоционально. Покупке какой-либо вещи, нередко предшествуют эмоциональные процессы, а не рациональные расчеты. [29]
Во введении я обещал, что дам список того, что может сделать каждый, чтобы повысить свои шансы отойти от дел молодым и богатым. Большинство из этих советов уже обсуждалось, но думаю, полезно было бы просмотреть их вкратце еще раз. Всегда помните - возможность отойти от дел молодым и богатым - это в большей степени умственный и эмоциональный процесс, чем физический. [30]