Cтраница 2
При этом реально формирование стратегии следует рассматривать как адаптивный процесс самообучения руководителей, выявляющих и оценивающих факторы изменений внешней среды с помощью специалистов по анализу. Термин обучение в данном случае понимается как долговременный процесс накопления соответствующих знаний и навыков решения постоянно меняющихся задач. [16]
Для нас, однако, вопрос о природе адаптивного процесса - является ли он прежде всего отбором среди устойчивых типов характера и темперамента или главным образом приспособлением образа мышления людей к изменяющимся обстоятельствам - оказывается менее важным, нежели тот факт, что так или иначе происходит изменение и развитие институтов. Институты должны меняться при изменении обстоятельств, так как по своей природе они представляют собой привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются этими изменяющимися обстоятельствами. [17]
Коротко говоря, наука управления ставит себе целью оптимизировать адаптивный процесс обучения. Она стремится осуществлять эту оптимизацию при соблюдении ограничений и требований, налагаемых потоком текущих событий в ситуации управления. Она ищет также пути для наиболее рационального использования особенностей каждой ситуации, требующей принятия решения, а также богатого личного опыта и сообразительности самих руководителей. [18]
Часто удобно считать ответственным за принятие конкретного решения определенное лицо и именно с него начинать изучение адаптивного процесса принятия решения. Такой индивидуальный руководитель может консультироваться с другими, взвешивать их суждения, и, возможно, даже перепоручать выполнение части процесса другим, но если полномочия и ответственность лежат на нем, то принимаемое решение мыслится как его решение. Этот руководитель может время от времени сталкиваться с конфликтной ситуацией, когда привычные приемы принятия решения оказываются неэффективными. [19]
В настоящее время некоторые зарубежные авторы считают, что существование и выживание социальных групп в условиях стресса обусловлено либо быстрыми адаптивными процессами, либо перестройками в руководстве с целью поддержания неэффективного руководства эффективным лидерством. При этом под эффективным лидерством понимается такой процесс взаимовлияния с целью самоуправления, который наиболее соответствует потребностям и возможностям участников поддержать свой статус на высоком уровне и решить групповые проблемы. [20]
Таким образом, наша основная гипотеза сводится к тому, что путем использования методов точных наук при принятии решений можно достигнуть усовершенствования управления и что сближение адаптивных процессов обучения в управлении с процессами обучения в точных науках может дать существенный выигрыш. При этом вовсе не предполагается, что руководитель должен разбираться во всех деталях науки управления; он должен лишь принять ее общую стратегию, поручив разработку тактических деталей опытному специалисту по научному управлению. [21]
Концепция подсознательно-психического глубинной психологии с ее большим числом гипотез, экспериментально не поддающихся ни опровержению, ни верификации, и упрощенческие взгляды на активность организма некоторых представителей теории обучения не учитывают дифференцированности стимуляторных структур как основы всех адаптивных процессов. [22]
Одним из способов построения систем управления для таких объектов является формирование адаптивных систем с эталонной моделью ( АСЭМ) [4], именуемые в литературе еще и системами с прямой адаптацией. Адаптивные процессы управления в АСЭМ протекают в ходе минимизации функции качества или связаны с контролем убывания этой функции. Из двух различных типов адаптации ( поисковый и беспоисковый) наиболее перспективными, пожалуй, является беспоисковый тип в силу очевидного преимущества экономии времени на адаптационные процессы. [23]
Мы предприняли здесь классификацию процессов обучения по их сложности и при этом выяснили, что наиболее простые формы обучения появляются в раннем возрасте онтогенетически, а высокоорганизованные возможны вообще только у высокоразвитых животных. Определенные онтогенетические адаптивные процессы, такие, как установка часов в приближенных ритмах, строго говоря, не подпадают под данную в начале работы дефиницию понятия обучения. Некоторые ( часто называемые основными типами обучения) адаптивные процессы, например моторное научение, тренировка и заучивание наизусть, в используемой классификации процессов обучения либо рассматриваются как таковые, либо выводятся из них, на чем остановиться более подробно не представлялось возможным. Если недооцениваемое порой в жизни человека обучение путем наблюдения и подражания включено в качестве самостоятельной формы обучения, то упоминаемое в данной связи латентное обучение не рассматривается как какой-то особый учебный процесс. [24]
В живой природе вредным воздействиям противостоит процесс адаптациогенеза, как правило, с нарастанием не-гэнтропии - нарастает прогрессивная эволюция. Именно адаптивные процессы в целом обеспечивают самосохранение и эволюцию живого. [25]
Поскольку тип стратегии биохимической адаптации, возможный при данном изменении в окружающей среде, существенно зависит от времени, которым располагает организм для адаптивной реакции, мы должны рассмотреть длительность наблюдаемых в природе процессов адаптации. По длительности адаптивного процесса биологи обычно различают три типа адаптации к внешним условиям. [26]
Теория дифференциальных игр - это новое математическое направление, возникшее всего лишь несколько лет назад. Она тесно связана с теорией оптимального синтеза, адаптивными процессами и управлением случайными процессами; некоторые ее аспекты переплетаются с такими классическими направлениями, как многошаговые ( дискретные) игры, дифференциальные уравнения, вариационное исчисление. Теория дифференциальных игр, интенсивно развивающаяся в настоящее время, весьма далека от завершения. [27]
Все это в определенных пределах при модельном исследовании позволяет осуществлять прогнозирование, достраивать модель на основе логических связей и отношений, оценивать преимущественную значимость тех или иных параметров и переменных данных. Особенный интерес такого рода моделирование представляет для построения и исследования моделей адаптивного процесса обучения. [28]
Оглядываясь назад скорее чем вперед, мы сталкиваемся с другим взаимосвязанным вопросом: Как история результатов тестирования предыдущих выборок оказывает влияние на текущий план формирования новых. Ответы на эти вопросы уходят далеко к определению того, что составляет основу любого адаптивного процесса. [29]
Если рассматривается процесс, в котором функция распределения меняется от стадии к стадии, то разумная группировка и взвешивание параметров распределения, таких, как среднее и дисперсия, поможет определить функцию распределения для следующей стадии. Именно группировка и взвешивание параметров распределения, относящихся к прошлому процесса, и дает требуемое в адаптивном процессе средство прогнозирования. [30]