Адаптационный процесс - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Лучше помалкивать и казаться дураком, чем открыть рот и окончательно развеять сомнения. Законы Мерфи (еще...)

Адаптационный процесс

Cтраница 3


По скорости адаптации при длящемся действии раздражителя большинство кожных рецепторов может быть разделено на быстро - и медленноадаптирующиеся. Наиболее быстро адаптируются тактильные рецепторы, расположенные в волосяных фолликулах, а также пластинчатые тельца. Большую роль в этом играет капсула тельца: ее удаление приводит к значительному снижению адаптационного процесса ( удлинению рецепторного потенциала), так как капсула хорошо проводит быстрые и гасит медленные изменения давления. Именно поэтому пластинчатое тельце работает как рецептор, реагирующий на вибрации в диапазоне 40 - 1000 Гц с максимальной чувствительностью при 300 Гц. Адаптация кожных механорецепторов приводит к тому, что мы перестаем ощущать постоянное давление одежды или, например, привыкаем носить на роговице глаз контактные линзы.  [31]

В клинической медицине теоретические вопросы нарушения биологических ритмов при травмах опорно-двигательного аппарата и практические вопросы управления ими далеки от решения. Хронобиологические и хроно-медицинские вопросы оптимального времени проведения процедуры ЛФК и ИГ практически не изучены. Связанные с травмой нарушения суточного ритма в определенной степени нарушают жизненный стереотип организма, вызывают напряжение или перенапряжение адаптационных процессов и регулирующих систем организма. Все лечебные мероприятия, в частности процедура ЛФК, должны осуществляться с учетом естественной жизни больного, его физиологических процессов и его болезни.  [32]

Одним из способов построения систем управления для таких объектов является формирование адаптивных систем с эталонной моделью ( АСЭМ) [4], именуемые в литературе еще и системами с прямой адаптацией. Адаптивные процессы управления в АСЭМ протекают в ходе минимизации функции качества или связаны с контролем убывания этой функции. Из двух различных типов адаптации ( поисковый и беспоисковый) наиболее перспективными, пожалуй, является беспоисковый тип в силу очевидного преимущества экономии времени на адаптационные процессы.  [33]

Помимо антропогенного загрязнения внешней среды, на здоровье детей влияют и социальные факторы. В последние 2 - 3 года встала проблема рационального питания детей в домашних условиях, яслях-садах, школах. Поступление ребенка в новый коллектив ( дошкольное учреждение, школу) сопровождается ломкой ранее сложившегося динамического стереотипа, вызывает необходимость приспособления к новым условиям жизни, с мобилизацией механизмов, обеспечивающих адаптационный процесс. У 65 - 70 % детей в первые десять дней посещения учреждения возникают заболевания или происходит обострение имеющихся. У 60 - 70 % учащихся в течение 1 - 2 месяцев обучения наблюдаются невротические реакции, которые рассматриваются как пограничные с неврозом состояния. При увеличении дозы неблагоприятного влияния развивается заболевание. Болезни, связанные с перегрузкой, нервным перенапряжением, стрессовыми состояниями, получили название школьный дидактический невроз ( А.А.Дубровский), т.е. невроз, возникающий по вине учителя, и как ответная реакция ученика - нежелание идти в школу. Ведущие психогенные факторы школьного невроза - слово учителя, оскорбляющего ученика окриком, кличкой, прозвищем, а также физическое воздействие. У 35 - 40 % детей младшего и 50 % старшего школьного возраста имеются психические отклонения. К сугубо педагогическим заболеваниям относятся нарушения осанки ( 36 %), близорукость, которая за последние годы обучения в школе возросла в 5 раз.  [34]

Эти наблюдения совпадают с мнением авторов [ Соминский, 1968 ] о том, что у больных гипертонической болезнью закон исходных величин распространяется не на все функциональные системы. На рис. 15 представлена динамика изменения артериального давления у больных гипертонической болезнью в ходе выполнения обоих видов предлагаемой деятельности. В то время как у здоровых людей отмечается достаточная лабильность в изменении давления в зависимости от психологического восприятия этапов работы, у всех больных гипертонической болезнью в процессе исследования давление после периода вра-батывания постепенно снижается, а пульсовое давление во всех группах приобретает интенсивность, направленность и временные характеристики изменений артериального давления в ходе выполнения счета по Крепелину и корректурной пробы. Подвижность адаптационных процессов у здоровых лиц дает довольно быструю перестройку сердечно-сосудистых реакций при выполнении каждого из видов деятельности соответственно качеству информации и потребности организма. У другой части больных, наоборот, наблюдается более быстрая перестройка системного давления, чем у здоровых, но в отличие от последних эта перестройка происходит не внутри какого-либо вида деятельности, а при переключении с одного вида на другой. Прогрессирующее сокращение пульсового давления, не обеспечивающего должного энергетического баланса, происходит преимущественно за счет разной интенсивности в снижении систолического и диастолического давления. Первое снижается достаточно быстро, а второе либо не подвергается никаким изменениям, либо снижается менее интенсивно.  [35]

В исследованиях потребность выступает детерминирующим фактором всего живого, его свойством отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния. Она побуждает к жизни - самоподдержанию, самопроизведению, саморазвитию организмов, элементарно состоящих из сложных органических молекул. Потребность детерминирует адаптационные процессы, обеспечивающие успех особи в конкуренции с другими и устойчивость к воздействиям факторов среды. Другими словами - обеспечивает способность к жизни. В этом случае потребностный подход представляет общий механизм проявления потребности через интегрированную совокупность взаимодействия различных систем особи: потребность в пище, воде, удовлетворении полового инстинкта, начавшись с химических перестроек, получает отражение в возбужденном состоянии определенных отделов центральной нервной системы ( Симонов П.В. Что такое эмоция. Изложенное позволяет сформулировать тезис о границах применения данного методологического приема в биологических и физиологических исследованиях: потребность генетически очерчивает определенную совокупность компонентов во внутренней структуре yi внешней среде, обеспечивающую жизнеспособность особи, а функционально - задает высший уровень обратной связи, обеспечивающей поведение организма.  [36]

Адаптационные процессы начинаются на уровне рецепторов, охватывая все нейронные уровни анализатора. Адаптация заметно не изменяется только в вестибуло-и проприоцепторах. По скорости данного процесса все рецепторы делятся на быстро-и медленноадаптирующиеся. Первые после развития адаптационного процесса практически вообще не сообщают следующему за ними нейрону о длящемся раздражении, у вторых эта информация передается, хотя и в значительно уменьшенном виде. Когда действие постоянного раздражителя прекращается, чувствительность анализатора повышается.  [37]

Физиологическая акклиматизация является следствием выработки организмом приспособительных реакций, повышающих работоспособность и улучшающих самочувствие, которое иногда резко ухудшается в первый период пребывания человека в новых климатических условиях. При этом акклиматизация как адаптационный процесс в стадии акклимации при быстром изменении природно-климатических условий может сопровождаться явным ухудшением состояния организма. При смене новых условий старыми организм может возвратиться к прежнему состоянию. Подобные изменения и называют акклиматизацией. Те же изменения, которые в процессе приспособления к новой среде перешли в генотип и передаются по наследству, называются адаптивными.  [38]

В адаптацию на этом уровне включены сложные системы регуляции поведения и деятельности. Среди них системы ориентации, ценностные и мотивационные, праксические, когнитивные. Более того, каждая из этих систем участвует в процессе адаптации не изолированно, а во взаимодействии с другими. В результате образуются метасистемы и усиливается значимость активного начала в адаптационных процессах на этом уровне, а также социальная сущность, социальное ядро, определяющее эффективность протекания адаптационного процесса.  [39]

В адаптацию на этом уровне включены сложные системы регуляции поведения и деятельности. Среди них системы ориентации, ценностные и мотивационные, праксические, когнитивные. Более того, каждая из этих систем участвует в процессе адаптации не изолированно, а во взаимодействии с другими. В результате образуются метасистемы и усиливается значимость активного начала в адаптационных процессах на этом уровне, а также социальная сущность, социальное ядро, определяющее эффективность протекания адаптационного процесса.  [40]

Обучение CPN-сети складывается из двух процессов адаптации. На первом этапе весовые векторы слоя Кохонена настраиваются так, чтобы моделировать распределение входных векторов. Очевидно, что этот процесс является процессом самостоятельной адаптации. При этом точность аппроксимации будет гарантирована только тогда, когда набор обучающих примеров будет статистически представительным ( репрезентативным) для области, на которой действует отображение. Второй адаптационный процесс является несамостоятельным. Он начинается после того, как произошло обучение слоя Кохонена. Происходит настройка весов выходного слоя Гроссберга на примерах с заданным выходом.  [41]

Изменение чувствительности зрения по мере изменения яркости фона называют адаптацией. При темновой адаптации абсолютная световая чувствительность зрения возрастает, при световой, наоборот, снижается. Для водителей автомобилей это означает, например, что сигнальные огни, хорошо различимые ночью на больших расстояниях, могут быть трудно различимы или различимы только на малых расстояниях днем. Средняя длительность темновой адаптации составляет 70 - 90 мин, а световой - от 5 до 10 мин, причем время адаптации тем меньше, чем меньше разница между начальным и конечным уровнями яркости. Экспериментально установлено, что при отношении большей из этих яркостей к меньшей, равном 10 - 30, время адаптации не превышает 1 с, а при отношении 3 - 5, адаптационный процесс протекает практически мгновенно и зрительная система оказывается всегда адаптированной на текущее значение меняющейся яркости поля зрения.  [42]



Страницы:      1    2    3