Cтраница 1
Всемирно-исторический процесс в соответствии с господствовавшей в нашей стране марксистско-ленинской традицией ( она остается таковой и сейчас) принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой прежде всего по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. Всемирно-исторический процесс определялся как движение от первого бесклассового общества - первобытнообщинного строя, через классовые - рабовладение, феодализм, капитализм, к новому бесклассовому - коммунизму. [1]
Пока всемирно-исторический процесс идет по сценарию конфликта культур цивилизаций С. [2]
Всемирно-исторический процесс социального освобождения, начатый Великим Октябрем, ознаменовался после разгрома германского фашизма и японского милитаризма свержением власти эксплуататоров в ряде стран - в Европе, Азии, а затем и в Америке. Социализм первоначально ставший действительностью в нашей стране, превратился в мировую систему. В международном масштабе проверена практикой марксистско-ленинская теория построения нового общества, социализм утвердился на огромных пространствах Земли, дорогой созидания коммунистической цивилизации идут сотни миллионов людей. [3]
Всемирно-исторический процесс социального освобождения, начатый Великим Октябрем, ознаменовался после разгрома германского фашизма и японского милитаризма свержением власти эксплуататоров в ряде стран - в Европе, Азии, а затем и в Америке. Социализм, первоначально ставший действительностью в нашей стране, превратился в мировую систему. В международном масштабе проверена практикой марксистско-ленинская теория построения нового общества, социализм утвердился на огромных пространствах Земли, дорогой созидания коммунистической цивилизации идут сотни миллионов людей. Все новые и новые народы отказывают капитализму в доверии, не хотят связывать с ним перспективы своего развития, настойчиво ищут и находят пути к социалистическому преобразованию своих стран. [4]
Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. [5]
На современной фазе всемирно-исторического процесса интенсивно происходит интернационализация общественной жизни и самого быта людей. Всякий экономический и культурный изоляционизм оказывается ныне авантюристической политикой. Благодаря созданию новых транспортных и информационных средств планета делается обозримой. Миллиарды телезрителей ежевечерне присутствуют при событиях, совершающихся в других странах и на других континентах. [6]
Наряду с периодизацией всемирно-исторического процесса по способам производства существует ряд других типологий. [7]
После рассмотрения теоретических проблем всемирно-исторического процесса неизбежным является обращение к самой реальной всемирной истории. Поэтому в четвертой части дается краткий очерк действительной истории человеческого общества в целом. Но этот базирующийся на эмпирии очерк носит теоретический характер. В нем всемирная история предстает как единый процесс развития человечества во времени и пространстве. В нем сделана попытка проследить объективную логику развития человечества. [8]
Средневековье занимает важное место во всемирно-историческом процессе. Его деление на периоды является одной из дискуссионных проблем современной историографии. [9]
Московского университета диссертацию по всеобщей истории Исследование периодичности всемирно-исторического процесса, в которой был собран и проанализирован материал по истории более 80 стран и народов человечества за 2500 лет. Статистический анализ исторических событий с участием народных масс показал, что в годы минимальной солнечной активности наблюдается минимум массовых движений ( 5 %) и, наоборот, в годы максимальной солнечной активности происходило более 60 % социальных катаклизмов. [10]
По Ковалевскому, распад рода в известном смысле определяет содержание всемирно-исторического процесса в целом. Послеродовая большая семья эволюционирует в малые семьи, что связано с постоянным ростом индивидуализма. [11]
В результате такого рода процессов самоопределения различных культур больших и малых народов, ограничения монополии линейного всемирно-исторического процесса выявляется структура многообразия культурных процессов как в историческом плане, так и в синхронном разрезе, в теории культуры и в социологии культуры сложились системы классификации изменений разного масштаба и уровня. [12]
Многие профессиональные историки готовы оспаривать фактологическую обоснованность представленных выше мировоззренческих картин, каждая из которых претендует на свое систематическое отображение всемирно-исторического процесса, что, однако, не устраняет их творческого влияния на умы. Что объединяет эти картины. Они рисуют схемы параллельного развития специфических хозяйственных и социально-политических систем. [13]
В отчетном докладе ЦК показано, что наряду с обострением противоречий в основных центрах капиталистической системы - в метрополиях - развертывается всемирно-исторический процесс победоносной борьбы народов обширного колониального мира за свою свободу и независимость. [14]
В результате того, что греческие мыслители не слишком далеко продвинулись в поисках общего и повторяющегося в истории, подлинная периодизация всемирно-исторического процесса в античной мире так и не возникла. [15]