Cтраница 2
Семантическая сеть. [16] |
Данная модель представления знаний была предложена американским психологом Куиллианом. [17]
Для решения межличностного конфликта может быть использована теория американского психолога К. [18]
В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности ( к коллективу, обществу), признания и самореализации ( самовыражения) [ Маслоу. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей. [19]
Болдуин ( Boldwin) Джеймс Марк ( 1861 - 1934) - американский психолог и историк дипломатии. [20]
Линейная обучающая программа ( ее называют также программой Скиннера по фамилии ее автора - американского психолога) предполагает, что усвоение новой информации человеком происходит в момент выполнения им определенного задания. [21]
Поэтому вместо науки о душевных явлениях ныне психология начинает принимать форму новой науки, которую американские психологи обозначают как науку о поведении живых существ. Под поведением эти психологи понимают всю ту совокупность движений, внутренних и внешних, которыми располагает живое существо. Психология опирается на давно установленный факт, что всякое состояние сознания непременно связывается с теми или иными движениями. Иначе говоря, все психические явления, что происходят в организме, могут быть изучены со стороны движения. [22]
В 40 - 50 - х гг. многие закономерности человеческого поведения в менеджменте были исследованы американским психологом, классиком менеджмента А. Масловым ( в русскоязычной литературе часто - А. [23]
Среди новых направлений особого внимания заслуживает концепция так называемого обучения через совершение открЫ тий, разработанная известным американским психологом й педагогом Джеромом Брукнером. [24]
Учитывая значительное количество структурообразующих факторов, которые ученые выделяют как основания стратификации, нельзя не согласиться с высказыванием американского психолога А. Маслоу ( 1908 - 1970), что базовыми потребностями являются потребности материальные: в пище, одежде, жилище. Поэтому есть все основания считать источником зарождения различных социльно-профессиональных групп именно материальное производство, способствующее удовлетворению соответствующих потребностей членов общности. В процессе исторического развития общества труд все больше усложнялся ( особенно за счет машин и механизмов), что требовало определенной квалификационной подготовки людей к его выполнению, а значит, развития системы образования и профессиональной подготовки. [25]
Именно это последнее делает советскую теорию программного управления обучением особенной теорией, а не заимствованием или продолжением идей американских психологов и педагогов, отстаивающих использование кибернетических принципов в управлении обучением. Хотя идея применения кибернетики в педагогике общая, но существо ее реализации в советской науке диаметрально противоположно по содержанию, мотивам и методам, указанным в работах американских авторов. [26]
Социопсихологическое влияние рекламы сказывается в адаптации новых поколений. Американские психологи приводят следующие данные: по статистике, к 20 годам американец просматривает уже около 1 млн телероликов рекламы, и это позволяет им сделать такие выводы: реклама учит молодых, что все проблемы в обществе решаемы; что все они решаются быстро; что все проблемы решаются быстро с помощью определенных технологий1, т.е. реклама дает заряд социального оптимизма в ходе естественной социализации молодого поколения. [27]
Вычислительные системы как объект психологического исследования специфичны еще и в другом отношении: они чрезвычайно быстро прогрессируют. Американский психолог Никерсон заметил, что ЦВМ изменяются быстрее, чем классический объект генетики - мушки-дрозофилы. Что касается инженерных психологов, то им за каждой модификацией ЦВМ просто не поспеть. [28]
Не случайно термин когнитивный стал сегодня одним из самых популярных в психологии и встречается в ней подчас в самых неожиданных сочетаниях и в самых разных областях психологии. Так, американские психологи все больше внимания уделяют когнитивным функциям, структурам и отношениям, когнитивным потребностям, мотивам и интересам; в психологии личности становится популярной теория когнитивных личностных конструктов, в социальной психологии - теория когнитивного диссонанса. [29]
Имеется в виду так наз. Джеймса-Ланге, суть которой американский психолог выразил так: Обычно выражаются следующим образом: мы потеряли состояние, огорчены и плачем; мы повстречались с медведем, испугались и обращаемся в бегство; мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим ему удар. Согласно защищаемой мною гипотезе, порядок событий должен быть несколько иным, а именно: первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым. Между ними должны находиться телесные проявления. И потому наиболее рационально выражаться так: мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, дотому что дрожим; а не говорить: мы плачем, бьем, дрожим, потому что опечалены, приведены в ярость, испуганы ( Джемс У. [30]