Cтраница 3
Умственные способности ( задатки) как врожденные обладают тем свойством, что обучение только благоприятствует их развитию или же в некоторой степени компенсирует их недостаток. Так, по мнению известного американского психолога Шибутани, подлинный руководитель рождается, а не делается. В сущности, эту позицию разделяет и польский социолог Я. Зеленевский: По-видимому - пишет он - существуют люди, у которых есть врожденные черты, свойственные руководителю; есть и такие, которые, даже обучаясь руководящей деятельности, не имеют шансов стать хорошими руководителями. [31]
Серьезной помехой творческому мышлению часто является критика или боязнь критики выдвигаемых идей. В целях устранения этой помехи американский психолог А. Ф. Осборн разработал метод мозговой атаки ( брейнсторминг), получивший широкую известность. Сущность его состоит прежде всего в запрете критики. [32]
Автоматический порядок следования действий и безусловный рефлекс ( И. П. Павлов) являются выражением поведения экстремально-спонтанно-ритмических и экстремально-реактивных нейронных элементов, между которыми имеется ряд градуальных переходов. На этой основе, в противовес некоторым американским психологам умеренно нейропсихологического и поведенческо-психологического толка, мы считаем организм активным или даже, как у человека, творческим началом. [33]
Возвращаясь к классификационному перечню потребностей, к которому мы добавили еще два критерия - информационно-вещественный ( вещественно-энергетические и информационная составляющая потребностей) и прямого или компенсационного характера и, таким образом, критериев деления стало 13, проанализируем весь список. При этом стоит вспомнить также и старую классификацию американского психолога А. Маслова) иерархии насущности потребностей: а) физиологические и сексуальные, б) в безопасности и стремлении к порядку, в) социальные - в группе и одобрении ( принадлежности и любви), г) престижные - в уважении значимых других ( престиже, самоуважении) и д) духовные - в самовыражении и повышении социального статуса. [34]
Такой подход открывает возможность построения единой шкалы целей или потребностей. Самая известная мотивационная модель ранжирования потребностей была предложена американским психологом А. В предложенной им модели, известной как пирамида Маслоу, потребности человека выстраиваются в виде пятиуровневой системы. На первом уровне находятся простейшие физиологические потребности ( так называемые первичные, врожденные потребности); на втором уровне - потребности в безопасности, стабильности, уверенности; третий уровень образуется социальными потребностями, к которым относятся потребности в общении, коллективизме; четвертый уровень - потребности в уважении, признании, престиже; пятый уровень предполагает духовные потребности, удовлетворяемые путем самовыражения через творчество. [35]
Презентационная реклама особенно требует творческой фантазии, чувства вкуса. При ее издании мы руководствуемся принципами, разработанными еще в начале века американским психологом В. Д. Скоттом, которые остаются актуальными и сегодня: Реклама должна вызывать в человеке неудовлетворенность и программировать его поведение; будить в людях чувства, эмоции и желания. Она с помощью иллюстраций, утверждений, повторов, направляющих команд, завуалированных приемов призвана вовлекать людей в поиск, обсуждение, размышление. [36]
Они ужасны, как господа, и прекрасны, как слуги, - говорит американский психолог. Поэтому вопрос должен стоять не о борьбе или следовании инстинкту, а только об их истинной психологической природе, знание которой должно дать нам возможность овладения этой воспитательной силой. [37]
Они поставили перед собой задачу выявить все каналы научной коммуникации в коллективе из 30 тыс. американских психологов, из которых 40 % ведут фундаментальные исследования в научных учреждениях и более 50 % являются членами Американской ассоциации психологов. [38]
Идея такого подхода, первоначально выдвинутая Шмутцем в его книге Холизм и эволюция, была принята многими американскими психологами и психиатрами, такими как Олпорт, Ангьял, Голдстейн, Маслоу, Мерфи, Перлз, Прогофф. Взгляды указанных авторов хорошо резюмированы Кэлвином Холлом в книге Теории личности. Параллельно в Швейцарии развивалось движение под названием Врачевание личности, начало которому дал Турнье из Женевы, а продолжили Медер, Бодуан и другие. В Германии персона-листические позиции занял Штерн. [39]
Специалисты считают, что секретарь как профессионал формируется своим руководителем. Но и секретарем в некоторых случаях могут быть внесены коррективы в поведение шефа, если у него тяжелый характер. Американскими психологами разработаны соответствующие рекомендации. [40]
Определив, какой должна быть идеальная машина, изобретатель находит наиболее перспективное направление поисков. [41] |
Идеальная машина играет роль маяка, указывающего, куда надо идти. Когда изобретатель ищет решение без такого маяка, его мысли разбегаются под влиянием множества причин. Каждый из нас - пишет американский психолог Эдвард Торндайк - при решении интеллектуальной задачи осаждается буквально со всех сторон различными тенденциями. [42]
Предпосылки, свидетельствующие о целесообразности применения теории информации для создания информационной теории видимости из автомобиля, следуют также из анализа основных закономерностей физиологической оптики, психофизики восприятия и количественных оценок информации. Важнейшим параметром водителя, характеризующим его в психофизиологическом отношении, служит время реакции. Еще в начале 50 - х годов американский психолог У. [43]
Контроль через групповое давление во многом зависит от позиций неформальных лидеров социальных групп, существующих в рамках организации. Лидеры призваны регулировать поведение членов группы в тех пределах, которые задаются их авторитетом. В обязанности лидера ( согласно результатам исследований американского психолога К. Основное качество лидеров заключается в способности оказывать такое влияние на членов коллектива, при котором они не только принимают новые нормы, но и контролируют их выполнение. [44]
Путем проб и ощупывания напряженных групп мускулов чтец узнает, какие именно движения заготовлены в мыслях испытуемого, и обычно детализацией этих приемов доходит до чрезвычайно положительных и сложных форм. Достаточно сказать, что таким путем с мускулов может быть разыграна целая пьеса на рояле, записано сложное арифметическое действие, совершена передача предметов в многолюдном театральном зале. Во всех случаях мы имеем действительное мускульное чтение, которое вполне оправдывает утверждение американского психолога, что мы мыслим мускулами. Этим психолог хотел только сказать, что всякая мысль в той или иной мере реализуется в мускульных напряжениях и без них мысли не существует. [45]