Cтраница 3
К вопросам психологии труда относятся и такие, как рабочая дисциплина, наказания и поощрения, борьба с опозданиями и прогулами, проблема летунов. Все это проблемы, важность которых несомненна. [31]
В области психологии труда при сравнительном анализе способов труда работников, трудящихся успешно и менее успешно, можно также доказать, что различия в интеллектуальной регуляции обусловливают различия в стратегиях, которые включают эти различия в другие когнитивные и мотивационньтеобластиг регуляции. [32]
Объектом изучения психологии труда является человек как участник процесса создания потребительных ценностей. Но человека в трудовой деятельности изучают и другие, биологические и социальные, науки: физиология трудовых процессов, гигиена труда, терапия и профилактика профессиональных заболеваний, конкретная экономика, трудовое право, охрана труда, этика, социология, теория трудового воспитания; возникновение и развитие трудовой деятельности человека составляют предмет - изучения археологии и истории материальной культуры. Поэтому-совершенно справедливо выдвинутое Б. Г. Ананьевым [4] и развитое его последователями положение о необходимости комплексного изучения человека в труде. Когда речь идет о жизни, о практике, то нужно иметь целостную и по возможности полную синтетическую картину трудовой деятельности человека. [33]
Характерной особенностью психологии труда 50 - х - 70 - х годов является преодоление сугубо прикладного ее характера. [34]
Учет достижений психологии труда и инженерной психологии необходим для создания эффективных средств комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, развития автоматизированных систем управления, широкого внедрения ЭВМ во все отрасли народного хозяйства, применения передовой технологии. [35]
Знание основ психологии труда имеет огромное практическое значение: оно поможет улучшить обучение труду и воспитание в труде, рационализировать труд, повысить его производительность, чувство удовлетворенности трудом, управлять межличностными отношениями в коллективе, создать здоровый морально-психологический климат, решать вопросы пригодности человека к профессии, формирования производственной квалификации. [36]
В истории психологии труда - пишет К. К. Платонов - понятие личного фактора связано с ошибочной концепцией немецкого психолога Марбе о фатальной обреченности некоторых лиц ( унфел-леров) в отношении несчастных случаев. Речь идет не об обреченности отдельных лиц вообще, а о том, что отдельные лица в зависимости от степени развития определенных способностей могут быть подвержены опасности в той или иной конкретной профессиональной деятельности. [37]
За рубежом психологию труда иногда называют ной, или практической, психологией. [38]
Знакомство с психологией труда не только делает более определенными и стойкими профессиональные интересы студента, но и способствует адаптации молодого специалиста к производству, помогает с большим эффектом использовать свои конструкторские и организаторские способности, правильнее понять тенденции изменения трудовой деятельности в условиях технического прогресса. [39]
Таким образом, психология труда, объединяющая естественные, технические и социальные науки, улучшает подготовку студента к его будущей роли организатора и руководителя производства. [40]
Социальная психология, психология труда и управления должны шире развернуть комплексные исследования передовых методов управления, подготовки, подбора и расстановки кадров, организации операторского и управленческого труда, вопросов наиболее эффективного морального и материального стимулирования. [41]
Наиболее важна для психологии труда классификация состояний по уровню напряжения, так как именно этот признак наиболее существен с точки зрения влияния состояния на эффективность деятельности. [42]
В содержании предмета психологии труда также происходят некоторые изменения. Основной проблемой становится когнитивная регуляция деятельности. Поскольку человеку часто приходится иметь дело с машинами, обрабатывающими информацию, психологический анализ должен изоморфно отображать взаимосвязь в комплексных системах человек - машина. Психологический анализ будет давать результаты только в том случае, если психологические выкладки будут даны в метрической форме. Пои-холого-педагогический - аспект становится в настоящее время составной частью любого психологического анализа труда. Расширяется роль лабораторного эксперимента и углубляются его связи с производственной практикой. [43]
Следующий этап развития психологии труда связан с возникновением за рубежом, а потом и в нашей стране прикладной психологии, получившей затем название психотехники. Психотехника возникла в первые годы нашего века. [44]
Поэтому и связь психологии труда с общей психологией - очень тесная. В психологии труда используются многие методы и средства, применяемые в других областях психологии, вместе с тем психология труда обладает своими собственными, специфическими методами и приемами. Наконец, и практическая подготовка, и объем знаний у психологов труда особые. [45]