Cтраница 3
В учебном пособии Психология управления рассматриваются проблемы принятия управленческих решений в условиях практической работы организации. Анализируются взаимоотношения руководителя и персонала, способы их продуктивного сотрудничества, методы решения конфликтных ситуаций. На современном практическом материале рассматриваются противоречия и парадоксы, внутренне присущие современному управлению. Даются рекомендации по актуальным вопросам подготовки кадров для современного управления. [31]
Среди психологических дисциплин психология управления является самостоятельным разделом психологии. [32]
В литературе по психологии управления выделяются виды поведения, ориентированного на группу, и поведения, ориентированного на себя. Эти виды поведения характерны как для отдельных индивидов, так и для подгрупп. Группы могут работать эффективно, если поощряется индивидуальное поведение, ориентированное на группу, и если самооценка членов группы не слишком тормозится групповой работой. В поведении, ориентированном на себя, индивиды демонстрируют механизмы определения и переопределения своих ролей в группе. Члены группы, ориентированной на выполнение конкретных задач, работают в определенном контексте как группы, так и самих себя. Это не означает, что группа и личность - соперники, однако временами они могут быть конкурирующими ориентациями, а временами - комплиментарными. В каждой ситуации необходимо идентифицировать приемлемый баланс между ними. [33]
Сама сущность объекта психологии управления требует использования системно-структурного подхода. [34]
Что является предметом психологии управления. [35]
Методы, применяемые в психологии управления, обычно делятся на две группы - общие и специфические. [36]
Розанова В А, Психология управления: Учеб. [37]
Другой важной методологической основой психологии управления служит павловское физиологическое учение о высшей нервной деятельности - научная база исследования и определения особенностей психики человека. Изучение нервных процессов и функций человека дает нам возможность определить пути и средства развития его психики, формирования психологических черт личности. При исследовании психики человека мы исходим из основного положения марксистско-ленинской философии и психологии о связи между психикой и практической деятельностью человека. Психическая деятельность человека не изучается как самоцель, ради самой себя, а всегда рассматриваются объективные условия, которые детерминируют ее, она изучается с точки зрения того, какой она должна быть с учетом оптимального участия человека в общественной практике. [38]
Весьма важным методологическим принципом психологии управления является исторический подход. Как к оценке качества какого-либо руководителя, так и к оценке определенных социально-психологических процессов в данном коллективе следует подходить с точки зрения их исторического развития. Исторический подход необходим не только для того, чтобы подчеркнуть историю данного вопроса, а прежде всего для того, чтобы видеть закономерности, объяснить настоящее и определить перспективы развития. Без такого подхода невозможно составить ни одного прогноза развития данного руководителя или социально-психологических отношений данного коллектива. Без тщательного изучения ценного богатства идей, мыслей и решений, а также образцов действия, которые оставили нам не только классики марксизма, но и Димитр Благоев, Георгий Кир-ков, Георгий Димитров и другие наши видные партийные и государственные руководители, невозможно построить здание психологии управления как прикладной науки. [39]
Наряду с этими методами в психологии управления используются и общепринятые научные методы - анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстракция, аналогия и моделирование, исторический и логический подходы, а также статистические методы для обработки данных исследований. [40]
Она же служит методологической основой психологии управления. [41]
Эти положения имеют особое значение для психологии управления. Изучение психических процессов и раскрытие их специфики единственно возможно в том случае, если это делается в процессе управленческой деятельности. Без рассмотрения особенностей протекания этих процессов в управленческой деятельности и ее эффективности невозможно раскрыть ни их специфику, ни причины их динамики. Очень важно, чтобы оценка личности руководителя или исполнителя производилась на основе прежде всего эффективности их деятельности. [42]
И интервью как метод применяется в психологии управления. В отличие от беседы в интервью лицо предупреждается ои исследовании. [43]
ФОППиСе, активно используя знания по психологии управления. [44]
Также одним из основных методологических принципов психологии управления является системно-структурный подход. [45]