Cтраница 1
Советская психология исходит из марксистского учения о человеке, которое утверждает в качестве идеала коммунистического общества высокоразвитую, гармоническую личность и ориентирует исследователей на комплексный, синтетически-целостный подход к проблеме. [1]
Советская психология не придерживается столь пессимистического взгляда на интеллект и способности. И все-таки именно здесь следует искать решение проблемы. [2]
Советская психология признает, что индивидуально-психологические качества личности, будучи довольно стойкими, могут, однако, изменяться под влиянием воспитания. Трудность состоит в том, чтобы заранее определить, целесообразна ли ( с точки зрения экономической и социальной - для общества и для данного человека) перестройка личностных качеств человека с целью приспособления его к определенному виду деятельности или целесообразнее подобрать данному человеку такой род занятий, который будет соответствовать его индивидуально-психологическим качествам, легко им освоится и будет приносить ему удовлетворение. [3]
В советской психологии построено по меньшей мере три обшепсихологи-ческие теории, представляющие интерес для разработки искусственных агентов, в которых отброшено положение о линейной причинности. [4]
В советской психологии как самостоятельная успешно изучается категория общения. [5]
Развитие советской психологии и психологии социалистических стран вообще опирается на марксистско-ленинскую теорию и имеет целью способствовать решению грандиозных задач коммунистического строительства. Специфические особенности исторического развития науки в каждой стране обусловливают различное понимание отдельных вопросов и деталей, однако психология как наука в социалистических странах имеет общую методологическую основу. [6]
В советской психологии общепринято положение о знаковом опосредствовании развития высших психических функций человека. Развитие происходит с помощью знака, а не по причине знака. Поэтому, ориентируя обучающихся на заучивание знаков, знаковых систем, учебных текстов, часто без понимания значения и смысла, в надежде сформировать профессиональное мышление специалиста, мы на практике подменяем это положение ложными попытками прямой детерминации знаком этого развития, ставим равенство между учебной информацией и знанием. [7]
В советской психологии также считается, что содержание функционирования учения определяется имеющимся уровнем познавательного развития учащегося. [8]
В советской психологии в рамках совсем другого общего подхода к пониманию детерминации познавательной деятельности, в соответствии с которым общение и обучение рассматриваются как необходимые условия познавательного развития, А. Н. Леонтьев и его ученики выступили с концепцией детерминации содержания познания и учения также и со стороны внешней, практической деятельности. Конечно, эта последняя, рассматривается как осуществляющаяся не наряду с обучением, а как необходимое условие реализации детерминирующей функции обучения. [9]
В современной советской психологии проблематика исследований, влияющих и на педагогические поиски, сконцентрировалась вокруг двух ключевых направлений, которые в наибольшей мере определяют изменения, касающиеся категориального строя этих наук - предметной деятельности и общения. [10]
Особой заслугой советской психологии, в частности заслугой С. Л. Рубинштейна, является разработка проблемы этапов онтогенеза на основе методологических принципов диалектического и исторического материализма. [11]
Согласно теоретическим положениям советской психологии, само действие имеет сложную структуру. [12]
Основываясь на развитом советской психологией учении о сложном, системном механизме взаимодействия анализаторов при многомодальном восприятии, мы поставили задачу выяснить, как зависит структура сенсомоторных реакций оператора при слежении от изменения комплекса параметров среды, СОИ и пульта управления, и сравнить по показателям эффективности и психофизиологическим сдвигам несколько вариантов внешних условий работы оператора. [13]
Ассоциативно-рефлекторная теория представлена в советской психологии в нескольких вариантах. [14]
Проблема обучения и развития в советской психологии была впервые сформулирована еще Л. С. Выготским свыше 50 лет назад. Однако сам Л. С. Выготский в явном виде не указал, каким конкретно должно быть обучение, чтобы оно могло вести за собой развитие. [15]