Cтраница 3
В общем плане во всех основных направлениях советской психологии развивается подход, учитывающий как внутренние, так ж внешние условия и причины развития и функционирования познания вообще и его логических составляющих в частности. Во всех: концепциях советских авторов обучение считается важнейшей детерминантой содержания познавательных процессов и учения в ходе развития наряду с внутренними факторами и опосредуется ими. Советские ученые критикуют как односторонние и ошибочные теории, исходящие только из внешних или только из внутренних факторов или из их механического аддитивного соединения. [31]
Такое построение программы было принято нами исходя из выдвинутой в советской психологии гипотезы адекватности деятельности и содержания предмета. [32]
В нашей стране тесты тоже широко применяются, но часто советские психологи используют зарубежные тесты. Причина этого, как отмечает Н. Ф. Талызина, состоит в том, что долгое время в советской психологии не разрабатывались диагностические методы и использовались уже существующие. При этом забывали или просто не задумывались, как нам кажется, над тем, что буржуазные тесты имеют теоретическое обоснование [ 3, с. Основываясь на марксистском положении о социальной природе человеческой психики, советская психология рассматривает способности как продукт прижизненного формирования. [33]
Вообще, рассматривая различные аспекты педагогического опыта по организации и проведению отдельных компонентов учебного процесса, мы не собираемся давать учителям какие-то рецепты, мы лишь указываем на возможные решения имеющихся проблем. При этом, естественно, излагаются и относящиеся к этим проблемам результаты теоретических и экспериментальных исследований, проведенных в советской психологии. [34]
Я очень признателен издательству Прогресс за осуществление перевода моей книги на русский язык. Это дает возможность не только обменяться мыслями и опытом с советскими коллегами, но и еще раз выразить благодарность советской психологии, оказавшей благотворное влияние на мое развитие как научного работника. [35]
Психология труда изучает психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметом и орудиями труда, с физической и социальной средой. Такое понимание предмета психологии труда, выдвигающее на первый план систему внутренних и внешних взаимосвязей изучаемого объекта, возникло как следствие перестройки советской психологии на основе принципов системного подхода. [36]
Психология, как известно, изучает психическую деятельность человека, ее свойства и закономерности. Научно-естественной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности. Диалектическое обоснование советской психологии дает марксистско-ленинская теория отражения. Мышление в свете этой теории рассматривается как активный и осмысленный процесс отражения объективной реальности в представлениях, понятиях и суждениях. Мыслительная деятельность и сознание при этом направляются и обусловливаются общественными, социальными отношениями, в которых находится человек. [37]
Исходя из этого, исследование инженерно-психологических проблем синтеза СОИ ведется в книге с позиций структурно-психологической концепции, суть которой сводится к тому, что структура системы отображения информации статистически обусловливает стратегии ( предпочтительные способы) и сложность решения операторами задач по управлению объектом. При этом цель оптимального синтеза систем отображения информации конкретизируется как максимальное приближение реальных значений психологических факторов сложности решения оперативных задач к их оптимальным значениям. Концепция служит основой совместного применения разработанных советской психологией методов анализа структуры внутренних психических процессов, комплекса современных экспериментальных средств и математического аппарата. Потенциально концепция может быть распространена не только на инженерно-психологические исследования и проектирование СОИ, но и другие технические средства деятельности человека. [38]
В 1921 г. в Москве под председательством выдающегося советского ученого В. М. Бехтерева была проведена I Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда. На этой конференции был сделан ряд докладов по психологии труда. К 1925 - 27 гг. психотехника выделяется в отдельную отрасль советской психологии. Создаются многочисленные психотехнические лаборатории: при научных учреждениях, в школах, в промышленности, в армии, на железнодорожном и городском транспорте. [39]
В нашей стране тесты тоже широко применяются, но часто советские психологи используют зарубежные тесты. Причина этого, как отмечает Н. Ф. Талызина, состоит в том, что долгое время в советской психологии не разрабатывались диагностические методы и использовались уже существующие. При этом забывали или просто не задумывались, как нам кажется, над тем, что буржуазные тесты имеют теоретическое обоснование [ 3, с. Основываясь на марксистском положении о социальной природе человеческой психики, советская психология рассматривает способности как продукт прижизненного формирования. [40]
Но в той мере, в какой эта проблема служит фоном настоящего исследования и сама составляет в известном отношении предмет самого исследования, мы не можем не коснуться ее главнейших положений. Не касаясь всех многообразных решений этого вопроса, которые имели место в истории нашей науки, мы хотели бы остановиться только на трех основных попытках разрешить этот вопрос, который имеет еще и по сей час актуальное значение в советской психологии. [41]
Не следует думать, что такая операция была проделана лишь в начале нашего века и стала достоянием истории. Известный американский психолог Б. Ф. Скиннер продолжает эту линию бихевиоризма, считая понятия воля, свобода донаучными. Такая позиция приводит к реакционным социологическим выводам, которые были подвергнуты справедливой критике на страницах нашей печати. Для советской психологии, основывающейся на марксистской методологии, развитие научной мысли шло другим путем: не отбрасывание проблематики, связанной с изучением высших психических процессов, к которым относится и волевой акт, а попытки, продолжающиеся в настоящее время, найти действительно научный подход, способ научного анализа тех высших форм деятельности человека, которые называются волевым, или произвольным, поведением. [42]
Вместе с тем психологизм в социологии поставляет определенную информацию относительно средств воздействия на широкие массы. В новое время Декарт открывает рефлекторную природу поведения. Методологической основой советской психологии является диалектический и исторический материализм, а естественнонаучной - учение Сеченова и Павлова о рефлекторных механизмах мозга. [43]