Cтраница 2
В одном из направлений в советской психологии общий для: марксистской психологии тезис о важной роли практической деятельности в развитии познания переносится на процесс учения и получает такую интерпретацию, при которой в практической деятельности решающее значение придается ее двигательному компоненту ( наряду с объектом тй его своиствами) т - На этой основе проведено много экспериментальных исследований, направлен ных на то, чтобы показать важную роль внешних манипуляций с объектом не только в развитии, но и в усвоении знаний в учении. В других же работах такие сравнения не проводились, а просто осуществлялось формирование тех или4иных умений с участием движений и мануальной работы с объектами, в результате которых достигалось хорошее усвоение материала. Для рассмотрения вопроса об эффективности учения с наличием двигательного, воздействия на объект или при его отсутствии более важными являются работы первого типа с применением сравнительных опытов. [16]
На основе идей, разработанных в советской психологии, струй-тура трудовой деятельности может быть представлена следующим образом. [17]
По отношению к тестам достижений принимается известное в советской психологии исходное положение: человек от рождения ( от природы) не наделен способностью выполнять определенную предметную деятельность, а усваивает способы ее выполнения в результате обучения. [18]
Сторонники деятельностного подхода к анализу процессов учения в советской психологии данному моменту придают кардинальное значение. [19]
Деятельность осуществляется всегда личностью Единство деятельности и сознания есть кардинальное положение советской психологии. Формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, и прежде всего в трудовой деятельности, личность - понятие не только психологическое, но и социальное. [20]
Этот раздел как бы предвосхищает критику теории отражения, ставшей основой советской психологии. [21]
Основоположник данного направления - Л.С.Выготский ( 1896 - 1934) впервые в истории советской психологии обратился при изучении поведения к системе культурных знаков. Взамен диады сознание-поведение, вокруг которой вращалась мысль остальных психологов, сосредоточием его искания становится триада сознание-культура-поведение [ 161, с. [22]
В основе концепции, из которой мы исходили в своей работе, лежат теоретические представления о деятельности человека, систематически развиваемые в советской психологии и физиологии. В свою очередь эти представления опираются на положения К. Маркса о сущности человеческого труда г. Большое значение имеет его мысль о том, что в процессе труда человек не только изменяет окружающую среду, но и переделывает свою собственную природу. Отсюда, в частности, вытекает, что распространившееся в последнее время понятие физиологическая цена деятельности методологически неправомерно. Физиологические сдвиги в процессе труда, если он не чрезмерно тяжел, следует считать положительным вкладом для работающего человека, а вовсе не расплатой за труд. [23]
Изучение особенностей поведения и деятельности людей в напряженных ситуациях может способствовать обогащению представлений о психологических механизмах влияния значимых внешних воздействий, конкретизации ведущего методологического принципа советской психологии - принципа детерминизма, углублению понимания побуждающей, регулирующей и других функций психики в экстремальных условиях. [24]
Советская психология, опираясь на диалектико-материалистическое положение, что движущее начало всякого развития - разделение на противоположности, их борьба и разрешение 3, считает, что источником и внутренним содержанием развития ребенка является возникновение в процессе его жизнедеятельности внутренних противоречий между противоположными тенденциями в этом развитии. При этом действует не одно какое-то противоречие, а целый их клубок. [25]
Однако кроме выяснения роли традиционно логических знаний о знаниях и мышлении сравнительно давно проводится изучение эффективности в учении обобщенных знаний о знаниях, не относящихся к обычным логическим приемам, а к приемам позна - вательной деятельности в более широком смысле. В советской психологии это направление работ заложено в исследованиях Е. Н. Кабановой-Меллер [58], установившей, как известно, большую эффективность приемов расчленяющей абстракции, двухфазного обобщения и ряда других в учении и усвоении конкретных дисциплин. [26]
Потеря собственной системы мышления характерна дл. В советской психологии труда имелись известные к подмене ее социально-психологического подхода со-в ряде работ, в целом весьма ценных, посвященных формирования черт личности рабочего социалистического производства. [27]
Еще не так давно даже к самому понятию интуиция в научных сферах относились более чем скептически, что дало повод одному из ведущих советских психологов Б. М. Теплову высказать следующее соображение: Понятие интуиции часто окружается ореолом некоей мистической таинственности. Поэтому в советской психологии замечается склонность избегать и даже замалчивать его. [28]
Обобщенная структурная схема обучающей системы с ММЭВМ. [29] |
Согласно известному положению советской психологии о том, что личность развивается в деятельности, для отбора, подготовки и переподготовки операторов необходимо создавать условия для проверки и формирования профессиональных качеств и навыков. Одним из основных средств, обеспечивающих решение этих задач, являются тренажеры, имитирующие реальную среду и поведение автоматизированных систем. На рис. 9.26 представлена структурная схема тренажера, где ИС - информационная система, УУ - управляющее устройство, СДУ - система дистанционного управления, МА - модель-аналог, АД - аппаратура документирования, АУ-аппаратура управления процессом обучения. [30]