Cтраница 1
Современная психология выделяет два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю мотивацию связывают с интересом к профессиональной деятельности, значимостью выполняемой работы, свободой действий, возможностью реализовать себя, развить свои способности, навыки и умения. Внешние факторы оказывают сильное воздействие, но не всегда длительное. Задачей функции мотивации на достижение высоких результатов труда является умелое сочетание использования всей системы факторов, одновременно влияющих и на внешнюю, и на внутреннюю мотивацию персонала. [1]
Современная психология выделяет два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю мотивацию связывают с интересом к профессиональной деятельности, значимостью выполняемой работы, свободой действий, возможностью реализовать себя, развить свои способности, умения и навыки. Внешняя мотивация обусловлена воздействием внешних факторов, связанных с условиями оплаты труда, социальными гарантиями занятости, возможностями служебного продвижения и т.п. Внешние факторы оказывают сильное воздействие, но не всегда длительное. Более эффективной оказывается такая система факторов, которая одновременно влияет как на внешнюю, так и на внутреннюю мотивации. [2]
Современная психология имеет несколько основных направлений и множество прикладных отраслей. Проблемы психологии подразделяются на общие, свойственные всем направлениям и отраслям, и частные, присущие отдельным отраслям психологии. Из числа общих важными являются проблемы соотношения и развития личности и коллектива, деятельности и общения, биологического и социального в человеке, психических состояний. Центральной среди всех проблем является проблема психологии идейно-нравственного воспитания. Формирование нового человека требует комплексных методов воздействия. С их помощью можно успешно решать современные психологические задачи воспитания и самовоспитания. Проблема эта сложная: поскольку воспитание осуществляется во всех видах деятельности ( трудовой, учебной, игровой) и общения, то воздействие на воспитуемых оказывают не только воспитатель, а все и все, с чем они сталкиваются в жизни. [3]
Современная психология утверждает, что не мозг рождает психическое и не внешние воздействия вызывают тот или иной психический феномен, а внешние воздействия в результате опосредования сложными внутренними психическими процессами дают в конечном итоге образы, мысли, идеи. Главным объектом изучения современной психологии являются именно закономерности формирования и течения психических процессов. [4]
Современная психология полностью сознает этот факт. [5]
Современная психология учла эту основоположную ситуацию в гештальт-психологии Келера, Хорнбостеля и Вертхаймера, если называть только некоторых, лично мне известных, немецких психологов этой школы. [6]
Современная психология находится в состоянии относительно устойчивого равновесия между полюсами бихевиоризма и гештальт-психологии. Все мы восприняли главные уроки обеих школ: мы скептически относимся к субъективному в наших экспериментах и соглашаемся с тем, что все вводимые понятия в конечном счете должны быть доступны экспериментальному измерению бихевиористскими методами. Но мы признаем также, что человек представляет собой чрезвычайно сложно организованную систему и что простые схемы современных бихевиористов едва ли полностью ее отражают. [7]
Современная психология все больше и больше начинает проникаться мыслью о конкретности индивидуальных целей воспитания и в связи с этим склонна пересмотреть традиционное учение об одаренности как об абстрактной и общей способности или, во всяком случае, внести в него существенные поправки. Так, Берт заменяет понятие умственной одаренности понятием школьной пригодности и придает всей проблеме психотехнический уклон. Ребенок при этом рассматривается с точки зрения соответствия практическим задачам, которые выдвигает перед ним школа, - совершенно аналогично тому, как психотехника изучает рабочего с точки зрения соответствия требованиям той или иной профессии. На место абстрактных способностей выдвигаются конкретные и практические исследования и испытания реальных навыков в письме, в счете, в чтении. [8]
Современная психология располагает тремя основными формами изучения личности ребенка. [9]
Современная психология труда развивается в том же направлении, конкретизируя его принципы; архаичные типологии характера заменены на более новые, психолог, занимающийся профориентацией молодежи, имеет сейчас надежные тесты, определяющие индивидуальные особенности человека. Но учителя по-прежнему ждут от психологов рекомендаций по индивидуальному подходу к детям с разными характерами и темпераментами, педагогический процесс по-прежнему ориентирован на среднестатистического, а не реального ребенка. [10]
Современной психологией установлено, что все разнообразие комбинаторных ( состоящих из множества объектов) задач может решаться средствами наглядно-действенного ( Н - Д - М) и наглядно-образного ( Н - О - М) мышления. Для первого характерна развернутая форма анализа и синтеза при отсутствии заранее заданного критерия; для второго, более высокого средства мышления - отсутствие реальной предметной основы. [11]
В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, це-леполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструктивно-творческого преобразования участвуют все психические процессы человека ( восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит выражение в деятельности, в поведении. [12]
В современной психологии внутренняя речь стала отождествляться с активным мыслительным процессом и рассматривается как мышление. [13]
Область современной психологии широка и многогранна, поэтому естественно, что нами здесь рассматриваются только немногие ее общие положения применительно к задачам подготовки студентов в высшей школе. Соответственно предлагаемые в настоящих двух лекциях материалы в известной части заимствованы из психологической литературы и оригинальными не являются. Общая психология и ее специализированные области имеют весьма большое количество литературных источников, многие из которых предназначены для широкого круга читателей и главным образом педагогов. Мы настоятельно рекомендуем всем преподавателям и аспирантам высшей школы не только знакомиться с содержанием этой литературы, но и находить пути распространения ее положений на свою педагогическую деятельность. [14]
Область современной психологии широка и многогранна, поэтому естественно, что нами здесь рассматриваются только немногие ее общие положения применительно к задачам подготовки студентов в высшей школе. Общая психология и ее специализированные области имеют весьма большое количество литературных источников, многие из которых предназначены для широкого круга читателей, и главным образом педагогов. Мы настоятельно рекомендуем всем преподавателям и аспирантам высшей школы не только знакомиться с этой литературой, но и распространять ее положения на свою педагогическую деятельность. [15]