Cтраница 2
Поскольку предметом когнитивной психологии является психология познания, то рассмотрим более подробно направления исследований в этой области. [16]
Специалисты по когнитивной психологии [10, 12] считают, что каузальная ( причинная) схема рисует путь размышлений человека о возможных причинах в связи с данным следствием. Это обеспечивает человека средствами делать причинные атрибуции на основе ограниченной информации. [17]
Посмотрим на когнитивную психологию сквозь призму инженерии знаний, глазами аналитика, и попытаемся найти там решения возникающих в процессе работы с экспертами вопросов. Изложенный в этой главе материал представляет собой один из возможных взглядов на когнитивную психологию, а потому не претендует на достаточно полное и систематическое изложение достижений этого научного направления. [18]
Кроме того, когнитивная психология раскрывает способы внутренней репрезентации знаний в памяти человека, что может помочь аналитику на стадии извлечения и структурирования знаний. [19]
Исследования в области когнитивной психологии показали, что сознание человека с трудом воспринимает более трех различных переменных, если требуется одновременно устанавливать их взаимосвязь. Иными словами, сознание аналитика, который пытается параллельно отслеживать четыре индикатора или более, может дать сбой. Если же он решит ограничиться тремя, то какие следует выбрать. [20]
Между ИИ и когнитивной психологией установились своего рода сим-биотические отношения, где каждый выигрывает от развития другого. Ибо для того, чтобы искусственным способом сделать точную копию человеческого восприятия, памяти, языка и мышления, нужно знать, к к эти процессы происходят у человека. И в то же время, развитие искусственного интеллекта дает новые возможности к пониманию человеческого познания. [21]
В соответствии с представлениями когнитивной психологии в процессе развития человека складываются определенные ориентировочные схемы - когнитивные карты, выступающие в роли контекста для любой схемы. [22]
Эта наука объединяет методы когнитивной психологии, психолингвистики, психологии восприятия и исследования индивидуального сознания. [23]
Нас кок специалистов по когнитивной психологии интересует широкий круг вопросов: каким образом люди воспринимают, представляют, запоминают и используют знания. [24]
Это еще одна область когнитивной психологии, которая весьма интенсивно изучалась. Недавно опубликованные теории и эксперименты по когнитивной психологии развития значительно расширили наше понимание того, как развиваются когнитивные структуры. В нашем случае мы можем только заключить, что говорящих объединяет такой опыт развития, который позволяет им ( более или менее) понимать друг друга. Когнитивному развитию посвящена 12 Глава. [25]
Другой важный вопрос развития когнитивной психологии касается количества и вида информации, которую человек может обработать. [26]
Изучение распознавания паттернов в когнитивной психологии значительно отклонилось от курса, взятого в ранних исследованиях гештальти-стов. Теперь когнитивные психологи переключили свое внимание с особенностей элементарных стимулов на внутренние структуры и процессы, связанные с опознанием сложных паттернов. Ниже мы рассмотрим некоторые их этих моделей, а также паттерны, на которых они основаны. [27]
Учитывая обилие моделей в когнитивной психологии, первоначальная гипотеза о том, как человеческий мозг обрабатывает информацию, оказывается слишком простой, чтобы объяснить все особенности нашего восприятия и мышления. Стремясь точнее определить различия между моделями Трейсман и Дойча, Джонстон и его коллеги ( Johnston and Heinz, 1978; Johnston and Wilson, 1980) предложили более сложную модель, предполагающую, что отбор слуховой информации ведется на нескольких этапах. Однако, самое важное в гипотезе Джонстона - это то, что отбор информации происходит настолько рано, насколько это возможно с точки зрения решаемой задачи. Проще говоря, человек может раньше обрабатывать больше информации, если от него это потребуется. [28]
Как это часто бывает в когнитивной психологии, все знают, что такое образы: ведь мы все их переживаем - и все же их конкретные когнитивные свойства известны только приблизительно. Что есть мысленный образ и каковы его свойства. Как мы смотрим на конкретные детали образа. Что именно мы видим, когда смотрим на мысленный образ. Реален ли образ или он воображается на основе информации, хранящейся в другой модальности. [29]
Отмеченные трудности, возникающие в когнитивной психологии при решении первых трех проблем теории образов, связаны также с квазилингвистическими и теоретико-информационными ( вероятностными) представлениями об информации, на которых основаны когнитивные модели восприятия и воображения. Отказ от использования в теории понятия репрезентации влечет за собой необходимость пересмотреть символико-количествен-ные представления о психологической информации, которая должна быть понята качественно, морфологически - как форма. [30]