Cтраница 3
Для того чтобы с позиции когнитивной психологии раскрыть отношение подобия, или общность механизмов восприятия вращающегося предмета и мысленного вращения его образа, необходимо сравнить препозиционные или аналоговые описания репрезентаций и процессов, лежащих в основе воспринимаемого и мысленного вращения. Однако сравнение указанных механизмов, опосредованное их эксплицитными описаниями, ставит проблему адекватности таких описаний, без решения которой невозможно обоснованно говорить об общности механизмов. Вместе с тем, как показывают диспуты между сторонниками препозиционных и аналоговых моделей, проблема адекватности описания механизмов восприятия, воображения и мысленного вращения образа не находит определенного решения в когнитивной психологии. [31]
Насколько наблюдения, сделанные представителями когнитивной психологии, важны при изучении финансовых рынков. [32]
Большинство результатов, полученных в когнитивной психологии, подтверждают, что у человека ( в том числе и у эксперта) формальные знания о мире ( в частности, о той предметной области, где он является экспертом) и его личный поведенческий опыт не могут существовать изолированно, они образуют целостную, стабильную структуру. [33]
Насколько наблюдения, сделанные представителями когнитивной психологии, важны при изучении финансовых рынков. [34]
При написании обобщающей книги по когнитивной психологии я старался сделать ее привлекательной для тех преподавателей, которые при составлении курсов объемом в один семестр предпочитают выбирать свои любимые темы. Можно, конечно включить в один курс и все 15 глав, но большинство преподавателей говорили мне, что выбирают именно некоторые главы. [35]
Важную роль, несомненно, играет когнитивная психология. В действительности в области поведения потребителей в контексте маркетинга преобладают теории, описывающие его как переработку информации, что происходит уже около сорока лет, с тех пор как экономисты начали рассматривать потребительский выбор в виде процесса принятия решения. В наши дни работы на тему поведения потребителей насыщены всевозможными моделями потребителя как переработчика информации, механизма, который получает данные из окружающей среды и действует в соответствии с ними, выражая мнения и намерения, которые и определяют процесс потребления. Физиологическая психология также играет определенную роль. Физические характеристики потребителей, унаследованные генетически, могут оказывать непосредственное влияние на выбор и характер потребления. [36]
Изучением человеческой системы переработки информации занимается когнитивная психология. [37]
Я не знаю другой такой области когнитивной психологии, где происходили бы столь ожесточенные споры о моделировании человеческого мышления машинами: о жестком направлении ИИ. Одну сторону этого спора представляют те ревнители ИИ, которые не только верят, что машины способны точно копировать человеческое познание, но и считают, что наиболее сложные интеллектуальные процессы могут выполняться только машинами. [38]
Большинство специалистов по искусственному интеллекту и когнитивной психологии считают, что основная особенность естественного интеллекта и памяти в частности - это связанность всех понятий в некоторую сеть. Поэтому для разработки базы знаний и нужен не словарь, а энциклопедия [ Шенк, Бирнбаум, Мей, 1989 ], в которой все термины объяснены в словарных статьях со ссылками на другие термины. [39]
Изучение модели мира человека является задачей когнитивной психологии, психосемантики и прочих родственных дисциплин. Что же касается эксперта как объекта пристального внимания инженерии знаний, то здесь одна из проблем, в решении которых может помочь психосемантика, связана с необходимостью ( и неизбежностью) отделения опыта эксперта от его объективных знаний в процессе формализации и структурирования последних для экспертных систем. [40]
Для инженера по знаниям основными понятиями когнитивной психологии являются: восприятие, внимание, память и мышление. [41]
Как мы узнали, значительная часть когнитивной психологии занимается вопросом о том, как знания представлены в уме человека. Самая актуальная проблема репрезентации знаний - то, что некоторые когнитивные психологи называют внутренними репрезентациями или кодами - порождала одни и те же фундаментальные вопросы на протяжении столетий: Каким образом приобретаются, хранятся, передаются и используются знания. [42]
Эти решающие эксперименты двояко повлияли на когнитивную психологию. Во-первых, значительно изменилось представление о величине объема восприятия; и во-вторых, обработка информации стала рассматриваться как состоящая из последовательных этапов, каждый из которых протекает по своим законам. Последнее должно было подкрепить метафору ящиков в голове как способа репрезентации гипотетических когнитивных структур. [43]
А это значит, что перед когнитивной психологией был поставлен конкретный вопрос: Как осуществляется процесс структурирования в памяти человека. [44]
При всей интернациональности психологии как таковой, когнитивная психология дает хороший повод для замечания о различиях между американской, европейской и российской наукой. Американцы начинают с фактов, с данности и, проводя тысячи исследований, неспешно идут к концептам и теориям. Европейцы начинают с концептов и теорий и идут к фактам, к данности. В России начинают со смысла - действительно приоткрывают его, затем бросают, ссылаясь при этом на непонимание или на объективные трудности, недостатка в коих эта страна никогда не испытывала. Если этот приоткрытый смысл до Запада доходит ( что чаще всего происходит с большой задержкой, которая уменьшатся, когда его привозят на философском пароходе или на очередной волне эмиграции), то Запад и доводит его до ума, до дела. Так было, например, с идеей Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития и со многими другими идеями Выготского, Лурии, Бахтина, Бернштейна. [45]