Cтраница 1
Библиотечная работа немыслима без ориентации в книжных богатствах, без библиографии, изучающей идейную, научную и практическую ценность произведений печати. Библиография в различных ее видах используется в библиотечной практике как основа отбора и рекомендации литературы, массовой пропаганды книги, информации о новейших достижениях науки и техники. [1]
Вопросы библиотечной работы со школьниками, связанные с объединением усилий ведомств, выносятся на рассмотрение совместных коллегий министерств культуры и просвещения ( РСФСР, БССР, МССР, АрмССР, ГССР), заседаний межведомственных библиотечных комиссий при министерствах культуры и научно-методических советов по библиотечному делу при министерствах просвещения союзных республик, обсуждаются на совместных совещаниях, семинарах библиотечных работников. [2]
Между библиотечной работой ( как ее принято было представлять) и техникой поиска информации ( как ее станут представлять) имеются существенные различия. При этом не так уж и важно, обособятся ли в дальнейшем эти виды деятельности друг от друга как отдельные профессии. [3]
Для координирования библиотечной работы при Наркомпросе создается межведомственная комиссия из представителей ведомств и организаций, ведущих ее. [4]
Главным средством библиотечной работы является печатное слово: книги, брошюры, журналы, газеты и др. Пропагандируя произведения печати, привлекая к чтению трудящихся, библиотеки активно помогают советским людям яснее понимать окружающую жизнь, получать ответы на интересующие их вопросы, способствуют формированию у них коммунистического мировоззрения, расширению культурного и научного кругозора, помогают производительнее трудиться, внедрять все лучшее, передовое. При этом библиотеки используют все формы и методы, чтобы наиболее полно удовлетворить запросы читателей, оказать им всестороннюю помощь в выборе нужных и лучших книг, научить пользоваться каталогами и библиографическими пособиями, читать систематически, сознательно и творчески относиться к прочитанному, вести записи и конспекты прочитанного. [5]
По показателям библиотечной работы за 2002 год читатели - дети составляют 33 5 % от общего количества читателей публичных библиотек. Учитывая демографическую ситуацию, это хороший показатель работы - посещаемость и выдача в детских библиотеках продолжают расти. [6]
Дальнейшему совершенствованию библиотечной работы с детьми и подростками мешает ведомственная разобщенность. Отсутствует должное взаимодействие органов руководства библиотечным делом, подведомственных им библиотек с комсомольскими, профсоюзными и другими общественными организациями. Крайне редко выносятся эти вопросы на рассмотрение исполнительных комитетов Советов народных депутатов. [7]
Первые итоги библиотечной работы в Красной Армии были обобщены на Всероссийском съезде библиотечных работников красноармейских и флотских библиотекарей в октябре 1920 года. [8]
Кооперирование и координация библиотечной работы по мере усложнения задач библиотек и расширения использования книжных богатств получают все большее распространение и принимают всеобъемлющий характер. Это - не новая проблема; вся советская библиотечная практика полна примеров установления тесного взаимодействия между библиотеками. Так, элементы кооперирования и координации находят применение в комплектовании библиотек, составлении библиографических указателей, использовании библиотечных фондов, обслуживании читателей и др. Однако эти элементы кооперирования и координации библиотечной работы не создают еще законченной системы. [9]
Кооперирование и координация библиотечной работы предполагают особую постановку проблемы профилирования библиотек. Единая система библиотечного обслуживания населения исключает необходимость накапливать в каждой библиотеке большие книжные массивы, в том числе и сравнительно малоспрашиваемую литературу, выходящую за рамки основных запросов читательских кон-тингентов библиотеки. В пределах района библиотечного обслуживания, в масштабе сети библиотек области, края, союзной или автономной республики, а также в пределах ведомства процесс комплектования библиотек должен привести в конечном итоге к образованию единого фонда, используемого на основе тесного взаимодействия между библиотеками. [10]
Оживлению и укреплению библиотечной работы профсоюзов во многом способствовало проведенное культотделом ВЦСПС Всесоюзное совещание профсоюзных библиотечных работников ( декабрь 1925 г.), на котором подробно обсуждались состояние и перспективы развития профсоюзных библиотек. [11]
Требование максимально приблизить библиотечную работу к запросам жизни, к практике коммунистического строительства, подчинить ее народнохозяйственным задачам, развитию культуры и науки подчеркивалось почти во всех партийных документах по библиотечному делу. Значение этого партийного документа состоит в том, что в нем сделаны обобщающие выводы об особенностях и задачах библиотечной деятельности в условиях развернутого строительства коммунистического общества, указаны пути дальнейшего совершенствования методов работы библиотек в соответствии с задачами создания материально-технической базы коммунизма и завершающего этапа культурной революции. [12]
Другой важный итог развития библиотечной работы среди детей состоит в том, что в СССР сложилась разветвленная, планомерно организованная система обслуживания книгой подрастающего поколения, которая в ближайшем будущем обеспечит привлечение всех детей к систематическому чтению и пользованию библиотеками. [13]
Главным, что определяет библиотечную работу как воспитательный процесс, является руководство чтением. Основная цель руководства чтением - рекомендовать на основе изучения интересов читателей необходимые им книги. Это важнейшее положение, определяющее функции библиотечной работы, характеризует деятельность всех без исключения советских библиотек. Степень активности в рекомендации книг, а также применяемые для этой цели формы и методы могут изменяться и дифференцироваться в зависимости от типа библиотеки, состава ее читателей и целей чтения. Но в принципиальном плане руководство чтением, помощь в выборе книг составляет сущность обслуживания читателей в советской библиотеке. Всем этим и обусловлена высокая роль советского библиотекаря, который выступает как активный пропагандист книги, как организатор самообразования и использования книжных богатств в интересах развития культуры, науки, производства. [14]
Выполним указания Ленина о библиотечной работе. [15]