Cтраница 2
Вместе с тем в библиотечной работе с учащимися общеобразовательных школ имеются серьезные недостатки. Значительная часть школьников читает мало и бессистемно. [16]
Книгоношество является одной из форм библиотечной работы. Ее своеобразие состоит в том, что книги из библиотеки доставляются библиотекарем или активистом библиотеки по месту жительства или работы читателя. Книгоношество позволяет организовать обслуживание читателей и в тех случаях, когда нет возможности открыть передвижную библиотеку. Особенность книгоношества состоит также и в том, что эта форма работы доступна самой маленькой библиотеке и даже передвижке. [17]
Ленинское положение о политическом характере библиотечной работы практически проявилось в том, что советские библиотеки стали действенным помощником партии в решении сложных задач коммунистического строительства и мобилизации трудящихся на выполнение этих задач. Библиотеки, как и другие культурно-просветительные учреждения - опорные базы партийных организаций в массово-политической и культурно-воспитательной работе среди народа. [18]
До сих пор усложнен учет библиотечной работы. Органы культуры и методические центры традиционно измеряют деятельность библиотек по количественным показателям, что в ряде случаев приводит к припискам, искажению объективного состояния библиотечного обслуживания населения. [19]
Правда, в литературе по библиотечной работе того времени имеются упоминания о передвижных библиотеках. В одном из докладов на съезде сообщалось, что некоторые земства ( Олонецкое, Новгородское) приступили к организации передвижны х библиотек. В проектах развития библиотечной сети, разработанных в 1908 - 1915 гг. земствами отдельных губерний ( Вятской, Новгородской, Олонецкой, Пермской, Уфимской), намечалась организация передвижных библиотек, а в проекте развития сети библиотек в Самарской губернии фигурировали даже специальные фургоны с возчиками-библиотекарями, которые должны совершать еженедельные объезды определенного района. Передвижные библиотеки рассматривались тогда как выделяемые из фондов стационарных библиотек небольшие комплекты книг, которые после их прочтения переправлялись в другое место. Отсюда и название - передвижная библиотека. [20]
По ее мнению, обобщающий результат библиотечной работы за определенный период может быть выражен в виде совокупности библиотечных услуг в определенном объеме и номенклатуре. [21]
Ленина содержали партийную оценку буржуазного опыта библиотечной работы и рекомендации об использовании всех демократических и прогрессивных достижений зарубежных библиотек. В то же время В. И. Ленин призывал работников библиотек искать новые формы и пути работы просветительных учреждений, присущие советскому социалистическому государству. [22]
Такой размах участия общественных сил в библиотечной работе вполне закономерен и объясняется современными условиями жизни страны. Развитие народной инициативы во всех областях государственного, хозяйственного и культурного строительства представляет собою замечательное явление нашего времени, периода развернутого строительства коммунистического общества. Программа Коммунистической партии указывает на это как на важнейшее условие перерастания социалистической государственности в общественное коммунистическое самоуправление. [23]
ФОРМУЛЯР библиотечный, учетная карточка в библиотечной работе. [24]
Министерства культуры в своей деятельности по координации библиотечной работы с детьми опираются на государственные детские библиотеки союзных республик. В республиканских библиотеках развивается также и научная работа по изучению специальных проблем библиотековедения и библиографии детской литературы, по обобщению опыта библиотечного обслуживания детей. [25]
Форма повышения квалификации библиотекарей - обсуждение вопросов библиотечной работы, литературных произведений и библиографических пособий на актуальные темы, обмен опытом, ознакомление с достижениями библиотековедения и смежных наук. [26]
При межведомственной ЦБС создается общественный совет по библиотечной работе. Совет организует свою деятельность в соответствии с Примерным положением об общественном совете по библиотечной работе ( утверждено Министерством культуры СССР в октябре и Секретариатом ВЦСПС 9 сентября 1960 года, пр. [27]
С начала 1990 - х гг. в практику библиотечной работы активно вошли компакт-диски ( CD-ROM), сыгравшие свою революционную роль в развитии библиотечных технологий. К началу нашего отсчета - 1994 г. - CD-ROM были уже обыденным явлением библиотечных технологий, в первую очередь обеспечивая расширение пользовательского сервиса, предоставляя читателям возможность работы с базами данных и другими информационными системами. Впервые библиотеки получили возможность и формирования своих CD-ROM - ресурсов, и именно тогда возникли первые крамольные мысли о новом, электронном носителе для страхового копирования документов ( сохранности фондов), мысли, породившие полемику, длящуюся до сих пор. [28]
Именно в таком всеобъемлющем виде координация и кооперирование библиотечной работы является одним из важнейших средств формирования и совершенствования единой системы библиотечного обслуживания населения. Задача состоит в том, чтобы всемерно расширять координационную деятельность, распространяя ее на различные библиотечные процессы, и вовлекать в эту работу все ведомства и организации, имеющие библиотечную сеть. [29]
Форма методической работы - коллективное обсуждение актуальных вопросов библиотечной работы, содержащее элементы научного анализа. [30]