Cтраница 4
Для нормальной работы отдельных узлов и всего компрессора необходимы правильный выбор и соблюдение зазоров и натягов. Неправильный выбор зазоров или натягов и нарушение их лри изготовлении и сборке узлов связаны с ухудшением качества машины. Слишком малый или слишком большой зазор приводит, как правило, к увеличению износа вследствие удара, выжимания смазки, нагрева и разрушения масляной пленки при ударе. Отклонение от заданных натягов в меньшую сторону связано с последующим ослаблением соединения. Слишком большие натяги вызывают перенапряжение в металле, приводят к пластическим деформациям или разрушению одной из сопряженных деталей. [46]
Схема микровнедрения бронзы в корпус гидронасоса. [47] |
Процесс изнашивания протекает так: на площадках фактического контакта материал подвергается многократной упругой и пластической деформации, что приводит к разупрочнению, разрыхлению в отдельных местах структуры материала с последующим отделением небольших блоков. Процесс разрыхления, вероятно, подобен процессу зарождения и развития усталостной трещины в детали под действием циклических нагрузок. Поверхностная пластическая деформация приводит также к охрупчиванию материала на отдельных микроучастках и его выкалыванию. Не исключаются повреждения, связанные с взаимным внедрением микроучастков поверхностей без разрушения масляной пленки. [48]
Большое влияние на взаимодействие поверхностей оказывает смазка. При этом, как указывает Б. В. Дерягин [3], при выборе сорта смазки большее практическое значение представляет уменьшение износа, чем уменьшение силы трения. При жидкостном трении износ практически сводится к нулю. Если такие условия работы невозможны, то здесь основную роль играет адсорбционная способность масляной пленки. Боуден [142] считал, что износ поверхности при граничном трении возможен лишь при разрушении масляной пленки и контакте металлических поверхностей. [49]
Технологический вал для проверки соосности и ступенчатости подшипников распределительного вала дизеля Д50. [50] |
Причиной возникновения ступенчатости служит неравномерный износ несущих ( наиболее нагруженных) частей подшипников одного вала. Величина этого износа зависит от конструкции, характера нагрузки и других факторов. Несущие части изношенных подшипников нах одятся дальше от оси вала, чем несущие части новых или менее изношенных подшипников; таким образом появляется их ступенчатость. В результате вал опирается только на менее изношенные подшипники, а над изношенными провисает. При работе такой вал прогибается, вызывая резкое увеличение давления на кромки отдельных подшипников, что в свою очередь способствует разрушению масляной пленки и появлению полусухого трения. Поэтому очень важно своевременно определить, не превышает ли ступенчатость допустимые пределы. [51]
Жимки для полиро - слоя. проворотили разрушение вкладывания шеек вала. шей дополнительно измеряют биение. [52] |
Трещины, наблюдаемые у коленчатых валов дизелей Д100 и Д49, носят усталостный характер. Хотя развитие трещин происходит медленно, однако они в конце-концов приводят к поломке вала. Основной причиной возникновения трещин у чугунных коленчатых валов, имеющих недостаточную к тому же усталостную прочность, следует считать длительную работу валов на ступенчатых опорах, в результате чего некоторые коренные шейки вала не опираются на свои подшипники, а как бы провисают над ними. При работе в этих местах вал прогибается, в галтелях его шеек возникают чрезмерные напряжения, которые и вызывают появление трещин. Кроме того, прогиб вала способствует резкому увеличению давления на кромки рабочих вкладышей, что в свою очередь приводит к разрушению масляной пленки и полусухому трению в подшипниках. Чугунные валы дизелей с любой трещиной независимо от места их расположения бракуют. [53]
Взаимодействии поверхностей трения может быть механическим и молекулярным. Механическое взаимодействие выражается во взаимном внедрении и зацеплении неровностей поверхностей в совокупности с их соударением в случае скольжения грубых поверхностей. Молекулярное взаимодействие проявляется в виде адгезии и схватывания. Адгезия не только обусловливает необходимость приложения касательной силы для относительного сдвига поверхностей, но и может привести к вырывам материала. Схватывание возникает только при взаимодействии металлических материалов и отличается от адгезии более прочными связями. Оно наблюдается при разрушении масляной пленки и взаимном внедрении поверхностей. [54]
Взаимодействие поверхностей трения может быть механическим и молекулярным. Механическое взаимодействие выражается во взаимном внедрении и зацеплении неровностей поверхностей в совокупности с их соударением в случае скольжения грубых поверхностей. Молекулярное взаимодействие проявляется в виде адгезии и схватывания. Адгезия не только обусловливает необходимость приложения касательной силы для относительного сдвига поверхностей, но и может привести к вырывам материала. Схватывание возникает только при взаимодействии металлических материалов и отличается от адгезии более прочными связями. Оно наблюдается при разрушении масляной пленки и взаимном внедрении поверхностей. [55]
Стержень вращается электродвигателем, частота вращения 290 об / мин. При помощи рычагов с нагрузкой плашки прижимаются к стержню. Величина нагрузки отмечается прибором. Стержень и обе плашки погружены в масло, находящееся в металлич. Для каждого испытания применяют новые трущиеся детали. Нагрузка в фунтах, отвечающая моменту разрушения масляной пленки или поверхности трения, является показателем смазочных свойств масел. [56]
Стержень вращается электромотором со скоростью 290 об / мин. При помощи рычагов с нагрузкой плашки прижимаются к стержню. Величина нагрузки отмечается прибором. Стержень и обе плашки погружены в масло, находящееся в металлич. Для каждого испытания применяются новые трущиеся детали. Величина нагрузки в фунтах, отвечающая моменту разрушения масляной пленки или поверхности трения, является показателем смазочных свойств масел. [57]