Cтраница 4
В предложенной им классификации основных видов изнашивания металлов и сплавов корро-зионно-механическое изнашивание не рассматривается как самостоятельный вид разрушения поверхностей трения. Поскольку явления коррозии могут протекать как в подвижных, так и в неподвижных частях машин, они непосредственно с процессами трения и износа не связаны. Поэтому рекомендуется разграничивать процессы износа в машинах и коррозионные явления в них. [46]
Износ деталей машин в условиях схв швания второго рода является одним из наиболее интенсивных изнЦрв и приводит к разрушению поверхностей трения в виде j чередующихся надрывов, вырывов, налипания, смятия и размазывания м Ыцлов по направлению движения при трении. [47]
В системах тарелки толкателей клапанов - кулачки распределительного вала двигателя, как указывалось в разделе 2, питтинг является основным видом - разрушения поверхностей трения, и добавление в моторное масло диалкилдитиофосфата цинка эффективно предотвращает этот питтинг. [48]
Данные рис. 16 позволяют утверждать, что при резании на контактных поверхностях интенсивно идут процессы газовыделения и газопоглощения, динамика которых определяется процессами разрушения поверхностей трения, а также процессами пластической деформации, нагрева, образования и разрушения защитных поверхностных пленок и вторичных структур. [49]
Схема взаимодействия движущейся жесткой сферической неровности и идеально гладкой поверхности металла ]. / - зона сжимающих напряжений. 3 - зона растягивающих напряжений. [50] |
За несколько последних десятилетий в СССР и за рубежом были проведены обширные исследования взаимодействия микронеровностей в зоне контакта трущихся тел, а также механизмов разрушения поверхностей трения. [51]
В условиях эксплуатации в деталях машин и приборов могут возникать и развиваться два различных процесса схватывания металлов, которые вызывают два четко выраженных вида разрушения поверхностей трения. [52]
Применяемый метод покрытия сопряженных поверхностей исследуемых деталей чистыми электролитическими металлами - хромом, медью, которые расположены к взаимному схватыванию, не может устранить явлений схватывания и разрушения поверхностей трения главных шатунов. [53]
В то же время в практике в результате постоянной и направленной конструкторской, технологической и эксплуатационной деятельности были выделены нормальные условия трения и теоретически неизбежный и практически допустимый процесс разрушения поверхностей трения - механо-химический износ. Наряду с этим видом износа выявлена большая группа патологических недопустимых процессов повреждаемости трущихся поверхностей деталей, возможность возникновения которых при работе машин все еще достаточно велика. [54]
Результаты этих работ, изложенные главным образом в виде статей, помещенных в различных журналах и сборниках, касаются отдельных аспектов этого вопроса, часто противоречивы и не - позволяют достаточно четко представить себе конкретные меры борьбы с этим видом разрушения поверхностей трения в тех или иных условиях эксплуатации деталей машин. [55]
В условиях нестабильного относительного движения трущихся поверхностей при запусках и остановках двигателя металл в местах контакта подвергается более продолжительному пластическому деформированию, что, в свою очередь, сопровождается более полным разрушением адсорбированной и окисной пленок, образованием участков холодной сварки, отрывом частиц и разрушением поверхностей трения. [56]
Привлекая к рассмотрению механизма адгезионного износа представление о мало - и многоцикловой усталости, а также о накоплении повреждений в подповерхностных слоях в результате механической обработки поверхности трепия и в результате многократного воздействия неровностей контртела, автор [53] делает вывод о том, что усталость является естественной причиной разрушения поверхностей трения. [57]
Одно из наиболее ранних исследований процесса химико-механического изнашивания стали при трении в агрессивных жидких средах, выполненное Н. Д. Тома-шовым и В. Г. Сапожниковой в связи с изысканием средств продления срока службы корабельных валов, показало, что электрохимическая коррозия, обусловленная постоянным доступом достаточно сильных электролитов ( растворы хлоридов, морская вода), значительно ускоряет разрушение поверхностей трения. Примерно в то же время А. Г. Самарцев с сотрудниками отмечают решающее влияние электрохимической коррозии на скорость шлифования металлов. [58]
Последовательность событий в процессе трения и изнашивания включает механический контакт и адгезионное взаимодействие поверхностей под воздействием нормальной нагрузки; упругопластическую деформацию приповерхностных объемов материалов в области фактических пятен контакта под воздействием приложенных нормальных и тангенциальных нагрузок, возникающих в результате механического и адгезионного взаимодействий контактирующих участков; явления, сопутствующие упругопластической деформации контактирующих участков, в том числе тепловыделение и массоперенос элементов контактирующих тел и рабочей среды; повреждение и разрушение поверхностей трения вследствие многократных термомеханических воздействий. [59]
Таким образом, в результате проведенных исследований деталей и лабораторных испытаний установлено, что исследуемые детали шасси самолетов ИЛ-12 и ИЛ-14 находятся в самых неблагоприятных условиях работы, так как они изготовлены из относительно мягких сталей марок ЗОХГСА или ЗОХГСНА, имеющих большую склонность к схватыванию в условиях сухого трения, а трение происходит при больших удельных нагрузках и малых скоростях относительного перемещения, в связи с чем возникает и развивается с наибольшей интенсивностью самый нежелательный и опасный процесс разрушения поверхностей трения - процесс схватывания первого рода. [60]