Cтраница 2
В практике исследования эксплуатационных разрушений помимо определения вида разрушения возникают и другие задачи. Они вытекают из требования проведения контроля над состоянием детали в эксплуатации и устранения несовершенств конструкции или изменения режимов ее работы. Эти стратегические задачи решаются в рамках количественной фрактографии. При количественных оценках силового и температурного нагружения элементов конструкций исходят из того, что изменение режима или условий внешнего воздействия приводит к изменению напряженного состояния материала в вершине трещины. [16]
Вместе с тем опыт анализа эксплуатационных разрушений ( см. сделанные выше замечания) указывает на то, что после нанесения повреждений без надрыва материала лопатки она может работать без возникновения трещины столько же полетных циклов, что в последующем идет на ее распространение. [17]
Параметры напряженного состояния материала перед вершиной трещины в случае хрупкого разрушения ( а в срединных слоях образца и ( б у его поверхности. [18] |
Протекающие в материале процессы в случае эксплуатационных разрушений могут протекать не в строгом соответствии с диаграммами или картами Эшби. При различном сочетании одновременно действующих нескольких факторов в результате эффекта их суммарного воздействия, взаимного влияния друг на друга может измениться критическая величина используемого ( одного) параметра, который применяется для определения границы смены механизма разрушения. Многофакторная оценка поведения материала при различном сочетании параметров внешнего воздействия подразумевает комплексное изучение границ перехода от одних протекаемых процессов разрушения материала к другим с использованием интегральных характеристик эволюции поведения материала и рельефа излома в оценке условий его нагружения в эксплуатации. [19]
Можно предположить, что наблюдаемый при эксплуатационных разрушениях очаг разрушения без выраженных пластических деформаций представляет собой образовавшуюся после определенного числа циклов нагружения усталостную трещину, развитие которой до момента дорыва не связано с возникновением значительных односторонне накопленных деформаций. [20]
Диаграммы изгиба сварных образцов ( испытание с постоянной скоростью деформации. [21] |
Разрушение образцов по своему характеру полностью соответствует эксплуатационным разрушениям, проходя по границам зерен околошовной зоны вблизи линии сплавления. [22]
Образцы для испытания на изгиб с постоянной скоростью деформации. а - со средним швом. б - со смещенным швом. в - с наплавкой.| Повторяемость результатов. [23] |
При величине относительного удлинения больше этого значения интенсивность эксплуатационных разрушений заметно снижается. [24]
Все указанные выше причины делают весьма затруднительным проведение анализа эксплуатационных разрушений элементов конструкций. [25]
Экспериментальные исследования тре-щиностойкости конструкции целесообразно начинать с детального анализа данных эксплуатационных разрушений аналогичных серийных изделий. Наиболее ценными являются объективные данные, полученные методами электронной фрактографии изломов, которые позволяют выявить причины поломок. Правильность фрактографического анализа зависит от сохранности эксплуатационных изломов и возможности тщательного изучения их поверхностей в лабораторных условиях. [26]
Схема излома диска I ступени КВД двигателя Д-30, испытанного на стенде при треугольной форме цикла нагружения. фрагменты его излома с усталостными бороздками и фасетками. [27] |
Важно подчеркнуть, что фасеточный рельеф излома, типичный для эксплуатационных разрушений не был сформирован. [28]
При любом фрактографйческом йссЛеДойанйй, тем более при изучении причин эксплуатационного разрушения, целесообразно, а в ряде случаев совершенно необходимо параллельно изучить структуру материала. При этом важно знать природу различных металлургических и прочих технологических дефектов, а также их влияние на прочность, сопротивление возникновению и развитию разрушения анализируемых материалов. [29]
В рассматриваемом случае оценки прочности труб большого диаметра магистральных трубопроводов, когда для эксплуатационных разрушений характерным является появление продольных трещин в зоне сварного шва трубы, вырезка образцов должна производиться в зоне сварного соединения. Так как в процессе работы трубопровода под действием периодических сбросов и подъемов внутреннего давления осуществляется циклическое нагружение в условиях плоского деформированного состояния, причем уровень окружных напряжений существенно превышает продольные, элемент тонкостенной оболочки ( какой является труба магистрального трубопровода) в зоне продольного сварного шва оказывается в условиях, близких к повторному растяжению - - сжатию. Наличие напряжений сжатия при пульсирующем нагружении трубы внутренним давлением обусловлено появлением в зоне концентрации ( у продольного сварного шва) остаточных напряжений сжатия. [30]