Cтраница 4
Биогенные характеристики, например, водорода или углерода, даваемые в виде списка коротких, пронумерованных тезисов, представляют собой пример того дисциплинирующего разум человека влияния, которое оказывает на современную химию сосредоточение внимания на проблеме биогенности, в высшей степени полезное для неорганика. [46]
Поисками ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и многочисленные направления философии. Но в отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся продиктовать человеку определенные его решения, философия, если она не является догматической, апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества, в такого рода поисках. [47]
Мораль не имеет ничего общего с религией... Истинная мораль должна быть основана на природе человека; мораль религиозная всегда будет зиждиться только на химерах и на произволе тех людей, которые наделяют Бога языком, часто в корне противоречащим и природе, и разуму человека. [48]
Словесная и мнемоническая модели, которые мы способны представить себе, чтобы объяснить динамику поведения промышленных и экономических систем, могут быть эффективно осмыслены, если они по своей сложности не выходят за пределы дифференциального уравнения четвертого или пятого порядка. Мы полагаем, что можем охватить значительно большее число переменных, но я сомневаюсь в том, что они могут быть правильно взаимосвязаны в группах, которые одновременно состоят более чем из пяти или шести переменных. Разум человека не является достаточно могущественным и утонченным для того, чтобы полностью решить проблему, связанную с динамикой информационной системы с обратной связью. [49]
Подлинным основателем современного учения о ноосфере является В.И. Вернадский, который внес новое содержание в это понятие, указав, что ноосфера - такое же материальное образование, как и биосфера, - закономерный и неизбежный этап развития самой биосферы, этап разумного регулирования взаимоотношений человека и природы. Человек может и должен перестраивать своим трудом и интеллектом область своей жизни, но при этом обязан сохранять те условия биосферы, которые обеспечивают ему жизнь. Будучи естественным порождением разума человека, ноосфера в своем развитии должна основываться на высшем проявлении интеллекта - научном познании. [50]
Когнитивная наука изучает человеческий разум, который является предметом тщательных исследований в смежных науках: психологии, компьютерной науке, философии и лингвистике. Цель когнитивно-научного анализа разума - понять Механизмы, лежащие в основе столь различных явлений как восприятие, научение, Мышление и решение задач. Когнитологи особенно интересуются разумом человека, поскольку интеллект в некотором смысле представляет собой конспект человеческой деятельности - то есть того, что отличает нас как людей. [51]
Все интеллектуально-диалоговые системы ( ИДС) представляют собой сложные человеко-машинные системы, или системы эрга-тического типа. В структуре ИДС как эргатических систем наряду с разнообразными программно-техническими средствами вычислительной техники содержится в виде самостоятельной подсистемы некоторое ЛПР или коллектив непрограммирующих пользователей ЭВМ. Создание ИДС позволяет объединять разум человека и искусственный интеллект ЭВМ для достижения общей цели - поиска рациональных решений различных классов НФЗ, поставленных ЛПР перед человеко-машинной системой. ИДС могут весьма эффективно имитировать интеллектуальную творческую деятельность ЛПР только в какой-то конкретной ПО. [52]