Cтраница 3
Обсуждался вопрос, какие налоги лучше - прямые или косвенные. Гоббс в 1642 г. пишет об абсолютном праве государей облагать подданных налогами, но вместе с тем указывает на необходимость соблюдать умеренность и равномерность в распределении налогов, отдавая предпочтение косвенным налогам, что стало господствующим мнением в Англии. [31]
Больше всего раздражает людей обложение их более высоким налогом, чем их соседей. На это я отвечаю, что эти подозрения во многих случаях неверны, часто это случайность, которая при следующем обложении может повернуться более благоприятно. Если же это сделано преднамеренно, то все же нельзя предполагать, чтобы это было намерением государя; скорее, это является результатом действий временного распределителя податей, который, возможно, будет в свою очередь наказан при ближайшем распределении налога тем самым лицом, которое он обидел. [32]
Значит, сильно бросилось в глаза это явление, если даже такой писатель, как Скалдин, говорит об этом так энергично. О тяжести платежей Скалдин говорит тоже чрезвычайно энергично и обстоятельно, доказывая свои положения массою фактов. Непомерные налоги, - читаем в подзаголовке III очерка ( 1867), - суть главная причина их ( крестьян) бедности, и Скалдин показывает, что налоги выше дохода крестьян от земли, приводит из Трудов податной комиссии данные о распределении русских налогов на взимаемые с высших и с низших классов, причем, оказывается, на последние классы падает 76 % всех налогов, а на первые - 17 %, тогда как в Западной Европе отношения везде несравненно благоприятнее для низших классов. [33]
Фискальная функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание аппарата управления, армии, развитие фундаментальных направлений науки и техники, поддержку нетрудоспособных. Из собранных с помощью налогов средств государство покрывает расходы на образование, культуру, здравоохранение, а также строительство крупных сооружений, предприятий, дорог, защиту окружающей среды, производство общественных товаров и услуг. Распределение налогов по бюджетам разного уровня ( федеральный, субъектов федераций, местных органов) позволяет обеспечить их деятельность финансами. [34]
В условиях федеративного государства налоговая система состоит из федеральных, региональных и местных налогов. Юридически не урегулирована проблема баланса властных полномочий центра и мест, Закон о местном самоуправлении проблемы не решает, а Закон о местных налогах так и не принят. Механизм распределения налогов по звеньям бюджетной системы деформирован, как и баланс правовых полномочий между центральной властью и властью на местах. Такие же проблемы существуют и во взаимоотношениях региональных и местных властей. [35]
Остановимся на некоторых аспектах налоговой системы Японии, поскольку она имеет специфические особенности и несколько отличается от налоговой системы США и западноевропейских стран. В Японии функционируют государственные налоги и налоги местные. При этом более 64 % всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные - за счет местных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: примерно 64 % финансовых ресурсов расходуются как местные средства, а остальные средства обеспечивают осуществление общегосударственных функций. [36]
Введен декретом ВЦИК и СНК от 30 окт. Имел целью изъять у городской буржуазии и кулачества нажитые ими путем спекуляции денежные средства и обратить эти средства на неотложные нужды революции. Согласно декрету, эта раскладка должна была производиться таким образом, чтобы городская и деревенская беднота была совершенно освобождена от единовременного чрезвычайного налога, средние слои были обложены лишь небольшими ставками, а всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян. Распределение налога в деревне, производившееся с участием комбедов, содействовало борьбе деревенской бедноты против кулачества. [37]