Cтраница 4
Существенным источником получения человеком продовольствия могут служить пищевые ресурсы людей и океанов. Но при использовании их необходимо развивать взаимоотношения в системе общество - природа, на базе экологических знаний, в частности законов минимума, лимитирующих факторов и экологической валентности, толерантности, оптимума, взаимоотношений между человеком и промышленными популяциями, закона внутреннего динамического равновесия и его следствий. [46]
Новая парадигма, возникшая на базе постнеклассической науки, возможно, будет способствовать преодолению указанного отчуждения. Современная экология ( а точнее, мегаэкология, большая экология, по мысли Н. Ф. Реймерса, одного из зачинателей развития экологического знания в России) является мировоззренческой и методологической основой знания и образования. [47]
Тем не менее, нельзя признать, что все обстоит благополучно, что все юношеские библиотеки, первыми в библиотечном сообществе активно включившиеся в дело экологического просвещения, имеющее мировоззренческое значение, работают по данному направлению достаточно эффективно. Обозначу лишь несколько аспектов приложения сил, которые важны для того, чтобы мы продвигались вперед, учитывая, что в целом взята уже высокая планка популяризации экологических знаний в условиях библиотеки. Потенциал юношеских библиотек используются пока далеко не в полной мере. Какие же мы видим здесь резервы и определенные недоработки. Прежде всего, мало число юношеских библиотек, участвующих во Всероссийских смотрах-конкурсах работы библиотек: одни по скромности не решаются представить свои работы, другие, очевидно, не дотягивают до должного уровня. Не очень активны юношеские библиотеки как участники ежегодной Школы - семинара, редко они заявляют о своем желании пройти стажировки в РГЮБ. Во-вторых, не все библиотеки выделили специальные структурные подразделения для воспитания экологической культуры подрастающего поколения, хотя практика подсказала большое их разнообразие, и можно сделать рациональный выбор. [48]
В ее предмет практически вовлечены все стороны жизнедеятельности человека. Накапливая экологическое знание, постепенно меняя свои представления о существующем порядке в Природе, человек начинает понимать: порядок этот не случаен, он необходим для существования и развития самой человеческой цивилизации. [49]
Вопрос должен быть поставлен иначе: почему возникли это состояние сознания и готовность к действиям в условиях посттоталитарной и недоиндустриализи-рованной России. Причин здесь несколько, и далеко не все они связаны с ухудшением состояния среды. Одна из них - это ценность позитивного экологического знания, которое может служить опорой в мире фальсифицированных ценностей официального социализма и ценностного вакуума постперестройки. [50]