Cтраница 4
В обеих новеллах нет датирующих реалий, очевидно лишь, что они возникли до 1170 г., когда были включены в Passio et miraculi beati Olavi. Кроме того, что действие обеих новелл происходит в Новгороде ( в противоположность общему в Гардах двух предшествующих чудес), наиболее важным является то, что оба они выдвигают на первый план новгородскую церковь св. Олава ( о времени ее возникновения см. выше 6.3) в качестве посредника между страждущим и святым. В первом случае на мольбу новгородцев спасти их от пожара священник церкви по имени Стефан выносит образ святого, который и останавливает пожар. Во втором Олав, явившийся во сне хозяйке дома, где остановился немой юноша, дает совет привести больного в церковь; в церкви юноша засыпает, и представший перед ним Олав исцеляет его. Особенно показательна вторая новелла: сам святой указывает на посвященную ему церковь как на максимально сакрализованное место. [46]
Такие ответы - отражение реалий жизни молодежи и их критическая оценка, которую часто склонны недооценивать. В молодежном сознании ( как и в общественном мнении в целом) все ниже оценивается авторитет всех органов власти. Разрыв между обществом и властью растет, бессилие политической власти как фактор, представляющий опасность для России, ставится молодежью на одно из первых мест. Удручают молодежь всеобщие коррумпированность, воровство. [47]
Приближая философское понимание к реалиям культуры, Зим-мель переводит его в социологическую сферу, сферу социального анализа кризиса современной ему эпохи. Этот кризис, как уже ранее отмечалось, определяется Зиммелем всесторонним воздействием двух факторов: денег и интеллекта - эти два фактора образуют сущностное ядро современной культуры. Они все рационализируют, огрубляют, снижают эмоциональный компонент культуры, следовательно, и жизненный порыв. Падает индивидуальная культура, особенно в высших социальных слоях. Омас-совление культуры 12 ведет к общему снижению ее содержания не только в различных областях духовной жизни, но и в сфере материального содержания. Пример: прогресс техники не ведет к духовному обогащению производителя, рабочего, ибо техника умнее рабочего. [48]