Cтраница 2
Ребенок оказывается в состоянии приспособиться к предложенной ему ситуации опосредованным путем через предварительный контроль над самим собой и предварительную организацию своего поведения, а это принципиально отличается от поведения животных. Поведение ребенка содержит в себе как внутренние необходимые факторы социальное отношение к самому себе и своим действиям, которые становятся социальной деятельностью, перемещенной внутрь субъекта. Это дается ребенку в результате проделанного пути развития, обеспечивая ту свободу поведения по отношению к ситуации, ту независимость от конкретных окружающих его объектов, которой лишена обезьяна, являющаяся, по классическому выражению Келера, рабом зрительного поля. Более того, ребенок перестает действовать в непосредственно данном и наглядном пространстве. Планируя свое поведение, мобилизуя и обобщая свой прежний опыт для организации будущей деятельности, он переходит к активным операциям, развернутым во времени. [16]
Ребенок, обращающийся к вспомогательному значку, чтобы найти адекватную данному стимулу клавишу, уже не дает непосредственно возникающих при восприятии моторных импульсов, тех неуверенно нащупывающих движений в воздухе, которые мы наблюдали при примитивной реакции выбора. Употребление ориентирующего значка нарушает слитность сенсорного поля с моторным, оно вдвигает между начальным и конечным моментами реакции некоторый функциональный барьер, заменяя непосредственный отток возбуждения в моторную сферу предварительными замыканиями, осуществляемыми с помощью высших психических систем. Ребенок, раньше импульсивно решавший задачу, теперь решает ее путем внутреннего восстановления связи стимула с соответствующим вспомогательным значком, и движение, которое раньше само производило выбор, теперь служит лишь целям исполнения. Символическая система в корне перестраивает структуру этой операции, и говорящий ребенок овладевает движением на совершенно новой основе. [17]
Ребенок рождается на свет с рядом уже готовы рефлексов-сосательным, глотательным в др Стоит приложить любой предмет к губам голодного ребенка, как он тотчас же в ответ на раздражение губ начинает производить доволь-пп сложные сосательные движения. Если глаз ребенка подвергается воздействию яркого света, зрачок сейчас же суживается, а в темноте расширяется. Эти рефлексы являются врожденными, ребенок получил их по наследству от родителей. [18]
Ребенок должен иметь отдельную кроватку, лучше всего со съемными стенками. [19]
Ребенок очень легко охлаждается или перегревается. [20]
Ребенок старше 5 месяцев пытается садиться, и ему надо помогать в этом, подставляя два пальца, за которые он мог бы ухватиться. Раньше 5 месяцев сажать ребенка не следует, так как это может привести к искривлению позвоночника. [21]
Ребенок лежит на коленях матери, которая своей рукой поддерживает ребенка вдоль спинки. Головка ребенка лежит в локтевом сгибе руки матери. [22]
Ребенок может лежать на спине или на любом боку, как ему удобно, но нужно следить за тем, чтобы он не сгибался, не поднимал колен, так как это нарушает кровообращение и мешает нормальному развитию позвоночника. [23]
Ребенок очень подвижен и не любит ждать, он нередко вскакивает во время еды; поэтому смена блюд должна производиться быстро. В то же время нужно приучить ребенка есть не торопясь и тщательно прожевывать пищу. [24]
Ребенок должен иметь всегда опрятный вид, разорванный чулок, запачканное платье - все это приучает к небрежному, небережливому обращению с вещами. [25]
Ребенок подвижен, любопытен и любознателен, часто вносит беспорядок дома, нередко всем мешает, задает много вопросов. Все это естественно, все это связано с особенностями его развития. Но, к сожалению, реакция родителей на поведение детей иногда выражается лишь только в запретах, одергивании. Нельзя, Отстань, Не мешай, Вырастешь - узнаешь-вот что нередко слышит ребенок от родителей, причем эти слова иногда произносятся раздраженным тоном. [26]
Ребенок ходит мелкими шагами по комнате или на месте в течение 15 - 30 секунд. [27]
Ребенок, выздоровевший от скарлатины, в течение 12 дней после выписки из больницы не должен посещать ясли и детский сад, школьники первых двух классов не должны посещать школу. Старшие дети могут жить в одной комнате с выписавшимся из больницы, по и они должны в течение 12 дней избегать тесного общения с выздоровевшим, например нельзя целовать его, спать надо на расстоянии 2 - 3 м от пего. Комнату нужно часто проветривать. [28]
Ребенок, болтающий дома без передыху, в гостях категорически откажется промолвить хоть слово. [29]
Ребенок, особо одаренный и растущий в благоприятном окружении, может сравнительно легко взбираться по учебной лестнице - ступень за ступенью. Другой, кому не так повезло, будет, возможно, пробиваться с трудом, второгодничать и в конце концов вовсе бросит школу, поскольку преодоление некоторых ступеней окажется для него чересчур тяжким делом. Понимаемое в этом смысле различие ступеней существует в любой иерархии. Способность подняться на одну ступень не обязательно обещает успех при восхождении на следующую. [30]