Cтраница 3
На колхозных рынках 264 городов систематически ведется выборочный учет цен и продажи по 80 видам сельскохозяйственных продуктов. В отобранной совокупности городов преобладают крупные города, в которых проживает более половины всего городского населения. Регистрация цен производится один раз в месяц ( на 25 - е число или в день максимальной торговли, предшествующий 25-му числу) на одном или нескольких основных рынках. На основе указанных данных ( о ценах и продаже отдельных товаров) ежемесячно исчисляются индексы цен колхозного рынка по выборочному кругу городов. Рйсчеты их производятся по формуле агрегатного индекса. [31]
В городах и районных центрах отбираются для наблюдения крупные, средние и мелкие предприятия торговли разных форм собственности: государственные, муниципальные, частные, смешанные, комиссионные. Предприятия, реализующие товары по льготным ценам, наблюдением не охватываются. Регистрация цен проводится также на мелкооптово-розничных рынках ( ярмарках) и в местах реализации товаров и услуг физическими лицами. [32]
Таковы основные методические проблемы, решение которых предшествует проведению выборочного обследования цен. При отборе товаров-представителей предпочтение отдается товару, который наиболее часто присутствует в продаже. Регистрация цен производится на бланках, в которых указываются наименование и адрес базового предприятия, наименование отобранного товара, цена за единицу товара. [33]
Выбор места проведения обследования зависит, главным образом, от цели наблюдения. Если необходимо получить данные о населении страны, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны. При регистрации цен в Челябинске или Сочи местом проведения обследования будут территории этих городов. [34]
Метод скользящей базы, применяемый Евростатом для ежегодного расчета результатов сопоставлений по 15 странам ЕС, позволяет проводить актуализацию результатов сопоставлений ( ППСВ, индекса физического объема и др.) для каждого уровня агрегирования, вплоть до уровня ВВП. Информационной основой данного метода является полная матрица групповых паритетов для первичных групп, полученных в ходе последнего базового сопоставления. Данная матрица обновляется путем постоянной регистрации цен в каждой стране, путем расчетов временных национальных индексов цен и получения годовых оценок детальных расходов ВВП. Поэтому наряду с достоинствами данного метода, который позволяет получать годовые сопоставления по каждому уровню агрегации, основным недостатком его являются высокая трудоемкость и необходимость привлечения значительных финансовых ресурсов от национальных статистических служб. [35]
Данные, отражающие динамику объекта, могут быть собраны в ходе нескольких обследований. Они обычно проводятся по схожей программе и инструментарию и называются периодическими. К такому виду наблюдения относятся: переписи населения; регистрация цен производителей по отдельным товарам, которая в настоящее время проводится ежемесячно. [36]
Наряду с индексом цен колхозного рынка по выборочному кругу городов ежегодно исчисляется также индекс цен в целом по всему товарообороту колхозного рынка. При расчете этого индекса размеры продажи продуктов на колхозном рынке определяются по данным отчетных балансов сельскохозяйственных продуктов. Цены на отдельные продукты, продаваемые на колхозном рынке, определяются по данным регистрации цен, бюджетных обследований и годовых отчетов колхозов. [37]
Показатели статистики цен основываются, как правило, на данных массовой статистической и бухгалтерской отчетности. Это относится прежде всего к данным об объеме и структуре товарной продукции ( товарооборота), используемым в качестве системы взвешивания при построении индексов по соответствующим отраслям народного хозяйства. Широко используется массовая отчетность и для получения данных о ценах, что в условиях планового ценообразования позволяет в большинстве случаев не прибегать к выборочной регистрации цен и создает вместе с тем возможность более полного отражения в индексах происходящих изменений цен. [38]
Данная погрешность особенно влияет на длительные динамические ряды. Но альтернативы этому методу в подобных рядах нет, и речь может идти лишь о способах его применения для решения конкретных задач. Частая сменяемость товаров и их моделей в потребительском наборе вынуждает к использованию цепного метода в индексных расчетах. Нужна регистрация живых цен продаж. При замене товара на эквивалентный цены на него проходят двойную регистрацию по старому и новому товарам, что приводит к цепному методу. Двойная регистрация при перемене товара обеспечивает возможность закончить старое звено и начать новое, предохраняя цепь динамики от разрыва. Звено вычисляется делением последующей цены нового звена на предыдущую цену старого. [39]