Антимонопольное регулирование - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
"Человечество существует тысячи лет, и ничего нового между мужчиной и женщиной произойти уже не может." (Оскар Уайлд) Законы Мерфи (еще...)

Антимонопольное регулирование

Cтраница 1


Антимонопольное регулирование в США определяется сегодня не только законом Шермана, но и принятыми впоследствии Законом о Федеральной торговой комиссии, законом Клейтона, законом Магнуссона-Мосса и рядом других государственных актов. Антимонопольные законодательные акты приняты практически во всех странах с рыночной экономикой. В 1980 - е гг. такие законы были приняты даже в ряде стран Африки, например в Кении, Танзании. Конкуренция на международном рынке регулируется специальными межправительственными соглашениями, а также документами Комиссии ООН по промышленности и торговле ( ЮНК-ТАД), документами Европейского экономического сообщества - ныне Европейского союза, других организаций.  [1]

Антимонопольное регулирование защищает свободную конкуренцию, поддерживает малый и средний бизнес.  [2]

Действующее ныне антимонопольное регулирование цен применительно к продукции естественных монополий, наталкивающееся на мощное противодействие заинтересованных политических и экономических сил, пока не способно реально изменять ценовую конъюнктуру и общую рыночную ситуацию. Цены на топливо и энергию в 1997 г. по-прежнему повышались намного быстрее, чем цены в целом по народному хозяйству, тогда как закупочные цены на продукцию сельского хозяйства росли, напротив, заметно медленнее, чем в среднем оптовые. Учитывая, что сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей топлива и энергии, можно ставить вопрос о ценовых диспропорциях, основанных на рыночной власти.  [3]

Большинство законов антимонопольного регулирования запрещает различные виды ограничительных соглашений: фиксирование цен, соглашения о разделе рынка, связывающие контракты. Эта же система используется и в Российской Федерации.  [4]

Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия: правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии. Используя эти рычаги, центр имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка, ограничивать монополистические проявления в них.  [5]

Однако, вопреки антимонопольному регулированию, рынки все дальше и дальше уходят от этой модели.  [6]

Еще одним правовым средством антимонопольного регулирования следует назвать принудительное разделение ( выделение) коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью. Так, в соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции в случае, когда организации, доминирующие на рынке, совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.  [7]

Остановимся более подробно на проблемах антимонопольного регулирования и законодательства о собственности.  [8]

Концепция извлечения ренты подчеркивает тот факт, что антимонопольное регулирование имеет свои издержки в виде чистых потерь общества. Более того, в ряде случаев издержки вмешательства могут быть значительно выше издержек невмешательства, поскольку в первом случае провоцируются затраты на защиту ренты.  [9]

Если хорошо вникнуть в вышеизложенное, то необходимость антимонопольного регулирования экономики и разработки антитрестовского законодательства вряд ли нужно будет доказывать. Особенно актуальна данная проблема для России, так как она унаследовала практически на 100 % монополизированное производство, которое упорно сопротивляется развитию других негосударственных форм собственности, следовательно, развитию конкуренции.  [10]

Российское законодательство предполагает достаточно широкий диапазон задач и методов антимонопольного регулирования, которые применяются компетентным государственным органом в строго определенном порядке.  [11]

В-третьих, в успешном развитии американской экономики сыграла выдающуюся роль высокая результативность государственного антимонопольного регулирования, которое сейчас ищет пути адаптации к новым условиям. Примером могут служить, с одной стороны, меры по пресечению монопольной практики компании Микрософт, а с другой - выведение из сферы запретов партнерских соглашений крупнейших корпораций в той части, которая касается взаимных обменов результатами исследований и разработок. На эту немыслимую по традиционным меркам практику американские и транснациональные корпорации должны идти, поскольку ни одна из них в отдельности не может охватить весь инновационный спектр, а риск остаться в стороне от коммерчески перспективного направления означает нанесение фирме неприемлемого ущерба.  [12]

Если учитывать исторически сложившуюся ресурсно-сырьевую направленность народного хозяйства, то особое значение приобретает антимонопольное регулирование природопользования. Это связано с новыми формами собственности на природные ресурсы, рыночной перестройкой хозяйственного комплекса, разделением правомочий на различных уровнях управления, реальной опасностью подмены диктата центра на монопольное положение региона, размещения природных ресурсов и т.п. Антимонопольным регулированием природопользования, проводимым по единой программе на всех уровнях управления в соответствии с устанавливаемой для них компетенцией, определяются организационные, экономические и правовые основы по предупреждению и ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции в сфере природопользования и охраны окружающей среды.  [13]

Если учитывать исторически сложившуюся ресурсно-сырьевую направленность народного хозяйства, то особое значение приобретает антимонопольное регулирование природопользования. Это связано с новыми формами собственности на природные ресурсы, рыночной перестройкой хозяйственного комплекса, разделением правомочий на различных уровнях управления, реальной опасностью подмены диктата центра на монопольное положение региона, размещения природных ресурсов и т.п. Антимонопольным регулированием природопользования, проводимым по единой программе на всех уровнях управления в соответствии с устанавливаемой для них компетенцией, определяются организационные, экономические и правовые основы по предупреждению и ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовесгной конкуренции в сфере природопользования и охраны окружающей среды.  [14]

В странах с развитой рыночной экономикой эту конкуренцию поддерживает и стимулирует государство посредством мер антимонопольного регулирования.  [15]



Страницы:      1    2    3