Cтраница 2
Все больше в трудовом законодательстве РФ закрепляются нормы международно-правового регулирования труда. Они становятся частью трудового права России в соответствии со ст. 15 Конституции РФ. Однако надо отметить, что отдельные эти нормы по своему содержанию, гарантиям защищенности работников ниже, чем было ранее в союзном трудовом законодательстве, и их-то, прежние нормы, следовало использовать. [16]
Важной составной частью международного сотрудничества в области атомной энергетики является международно-правовое регулирование отношений. В этой ситуации международно-правовые нормы оказывают на развитие советского атомного законодательства существенное влияние. Примерами такой деятельности является Конвенция о физической защите ядерного материала, ратифицированная Советским Союзом в 1983 г., ряд действующих нормативных документов СЭВ: Нормы радиационной безопасности, Правила работы с радиоактивными веществами, Правила перевозки радиоактивных веществ, Правила безопасной перевозки отработавшего ядерного топлива от атомных электростанций. [17]
Международная организация труда в настоящее время занимает важное место среди субъектов международно-правового регулирования труда. Созданная в соответствии с Версальским мирным договором в 1919 г. вместе с Лигой Наций и пережившая эту организацию, МОТ в 1946 г. стала первым специализированным учреждением ООН. На сегодняшний день число государств-членов МОТ достигло 170, тогда как первоначально в нее входило лишь 45 государств. [18]
Сегодня сфера взаимодействия государств на международной арене постоянно расширяется; все новые отношения становятся предметом международно-правового регулирования. Одной из организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества являются международные организации. [19]
Под функциями международного права понимаются основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. [20]
ВНУТРЕННЯЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВА - совокупность полномочий, прав и обязанностей государства, не входящих в предмет международно-правового регулирования. Объем В.к.г. достаточно подвижен, поскольку государство может принимать на себя новые обязательства по международным договорам, ограничивающие его полномочия в различных сферах внутренней жизни. [21]
ВНУТРЕННЯЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВА - совокупность полномочий, прав и обязанностей государства, не входящих в предмет международно-правового регулирования. [22]
В первую группу входят нормы, в которых отражается одна из наиболее древних и фундаментальных идей, касающихся международно-правового регулирования взаимодействия государств. Этот принцип проявляется в положениях о равноправии и праве народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничестве между государствами; добровольном выполнении обязательств по международному праву. Второй нацеливает субъектов международного права на прагматическое поведение: речь идет о равенстве обязательств в конкретных областях взаимодействия, например в торговле, культурных обменах и т.п. Наконец, в соответствии с третьим, речь идет о так называемом негативном обязательстве, когда права или выгоды, признаваемые за одним субъектом международного права, должны быть гарантированы и другому. [23]
Нужно сказать, что функции эти многообразны и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений. [24]
Динамизм трудового права Российской Федерации, обусловленный переходом к рыночной экономике, принятием новой Конституции Российской Федерации, активизацией издания российских законов по ряду вопросов труда и другими политическими, социально-экономическими и правовыми факторами, требует оперативного отражения в учебной литературе новейшего трудового законодательства и практики его применения, а также достижений науки трудового права и опыта международно-правового регулирования труда. [25]
Это одна из разновидностей защиты прав человека, институт, который в настоящее время успешно утвердился в современном трудовом праве. Формой международно-правового регулирования труда являются конвенции и рекомендации о труде, разработанные МОТ. [26]
Все ратифицированные конвенции регистрируются в МВТ и там же хранятся. Вторую группу источников международно-правового регулирования труда составляют договоры и соглашения. В соответствии с нормами международного права каждое государство оформляет ратификацию договоров и соглашений ратификационной грамотой. Договоры могут быть как двусторонними, так и многосторонними. [27]
Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные. [28]
Россия активно сотрудничает с государствами и международными организациями в сфере таможенных отношений, в частности, участвует в создании таможенных союзов, зон свободной торговли, деятельности таможенных организаций, заключает международные соглашения по таможенным вопросам. Качественное своеобразие таможенных отношений, а также объем и качество их международно-правового регулирования свидетельствуют о том, что в современном международном праве идет формирование новой самостоятельной отрасли - международного таможенного права. [29]
Однако многие принятые в последние годы нормативные акты применяют прежний термин заработная плата. И, по нашему мнению, это более правильный в трудовом праве термин, закрепленный в международно-правовом регулировании труда в ряде актов МОТ. Когда КЗоТ или иной нормативный акт творит о среднем заработке, то словом заработок заменяет словосочетание заработная плата. Поэтому мы и дальше не будем отказываться от термина заработная плата, тем более что он соответствует международной практике в трудовом праве. [30]