Cтраница 3
В этот период произошел переход от тоталитарного к авторитарному режиму, наметилась тенденция к либерализации, которая в последующем была перекрыта. В докладе были обнародованы и осуждены факты массовых репрессий, санкционированных И.В.Стапи-ным, прозвучала правда о гибели многих видных деятелей партии и государства. Доклад вызвал сильную реакцию: в зале стоял шум, некоторые падали в обморок. Однако в докладе не было дано объективной картины. [31]
Характеризуется сосредоточением всей гос. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренно авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. [32]
По сравнению с идеалом монистической демократии, доминировавшим со времен классических Афин и до Руссо, власть и авторитет организационных субсистем-субправительств, как их иногда называли, значительно менее существенны с демократической точки зрения. Парадоксально, однако, - а может быть, и не столь уж парадоксально - что в нашем мире теория и практика монизма лучше всего представлены в авторитарных режимах. Если наиболее очевидной альтернативой полиархии в современном мире выступает не демократия города-государства, а авторитарный режим, то с точки зрения перспектив демократии несовершенные системы полиархии и плюрализма начинают выглядеть как значительно более привлекательные. [33]
ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА - политический институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между политическими партиями и государством, а с другой - взаимоотношениями партий с др. общественными элементами политической системы и гражданами. Примерно в двух десятках стран ( Бутан, Оман, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) политические партии отсутствуют по причине их официального запрета. Однопартийные системы характерны для стран с тоталитарными ( т.н. социалистических, фашистских) и наиболее авторитарными режимами. При этом достаточно часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление. Ныне однопартийные системы существуют в КНДР, Вьетнаме, Лаосе, Малави, на Кубе. В КНР существует псевдомногопартийная система: наряду с безраздельно правящей коммунистической партией функционируют еще несколько карликовых партий, безоговорочно поддерживающих первую. [34]
Курт Левин эмигрировал в США из Германии непосредственно перед началом войны и верил в то, что репрессивный, авторитарный режим в Германии был менее эффективен, чем демократическое общество. [35]
Предполагает более или менее высокую степень ограничения политических свобод, прежде всего свободы деятельности оппозиционных организаций и прессы, концентрацию основной ( или почти всей) государственной власти в руках одного лица ( президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и часто носят формальный или фальсифицированный характер. Реальный механизм власти и характер общественно-политических отношений расходятся с нормами конституции и законов либо последние сами изменяются в антидемократическом духе. Авторитарные режимы по степени выраженности своих черт могут варьировать от весьма умеренных ( напр. [36]
Фактический ход процесса разработки всегда отличается от проектного, поэтому систематически возникает потребность в корректировке структуры ГТК и интегральных показателей его работы. Работники производства, входящие в структуру ГТК, осуществляют эксплуатацию агрегатов и систем, входящих в ТК и ГТК, но при этом, в соответствии с принятым порядком, не имеют права изменять структуру технической компоненты. Они могут лишь подбирать скважинное оборудование и устанавливать режимы его работы, учитывающие особенности геологического разреза пробуренной скважины. По сложившемуся при авторитарном режиме порядку, вносить необходимые изменения в стурктуру ГТК имеет право только проектировщик с согласия вышестоящего органа, который также утверждает внесенные изменения. Для обоснования решений этого верховного органа и составляются периодически уточненные проектные документы. По каждому утвержденному проектному документу ГТК функционирует несколько лет, в течение которых коллектив предприятия действует строго в рамках, определенных утвержденным проектным документом. [37]
Джин Киркпатрик, представитель США в ООН во времена президента Рейгана, довольно своеобразно разграничивала авторитарные и тоталитарные режимы. Фактически, с ее точки зрения, авторитарные режимы были нашими друзьями, а тоталитарные - врагами. Так, США имели тесные связи с Южной Африкой, несмотря на открыто проводимую ею политику апартеида. Помощь иностранным государствам предоставлялась исходя из геополитических соображений и нередко укрепляла авторитарные режимы / Если организация Human Rights Watch резко критиковала такой подход, то Freedom House поддерживала его. [38]
Обычно он ориентируется либо на тоталитаризм, либо на демократию. Кастро, выбрав коммунистическую ориентацию, перерос в тоталитаризм. Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их реальная перспектива - перерастание в демократический режим, более устойчивый в современных условиях. [39]
Авторитаризм - это также недемократический режим, в котором верховная власть по-прежнему концентрируется в одних руках или в руках правящей группы, но эта власть уже сдерживается определенными ограничениями. При таком режиме высшая власть в стране по-прежнему принадлежит политическому лидеру или элитной группе. Но уже допускается размежевание и поляризация политических сил, имеет место ослабление вмешательства государства в культурную, социальную и частную жизнь людей, в экономическую жизнь общества. Однако - лишь частично, в известных пределах. Когда интересы политических сил сталкиваются, авторитарный режим ликвидирует такой конфликт железной рукой в интересах сохранения собственной авторитарной власти. Авторитаризм нередко усиливается под новым некоммунистическим флагом. [40]
Вполне возможно, однако, что мировая капиталистическая система не выдержит нынешнего испытания. Экономический спад в периферийных странах еще не достиг своей низшей точки, а без огромных усилий тенденцию падения экономики повернуть просто невозможно. Потребуется реорганизация банков и компаний; еще очень многим людям предстоит потерять работу. Политическая напряженность остается значительной и продолжает усиливаться. Политические перемены, вызванные финансовым кризисом, уже привели к исчезновению в ряде стран прежних коррумпированных и авторитарных режимов. В Корее удалось избрать нового президента Ким Де Джуна, который всю жизнь решительно критиковал неблаговидные связи между правительством и бизнесом. Нынешний премьер-министр Таиланда пользуется всеобщим уважением за честность, его окружают члены кабинета, получившие образование на Западе и ориентированные на рынок. В ходе революции в Индонезии со своей должности был смещен Сухарто. В Малайзии чувствует себя, как в засаде, премьер-министр Махатир. В Китае сейчас правят реформаторы, но существует реальная опасность, что в случае дальнейшего ухудшения экономического положения реформаторы лишатся власти. Часто говорят, что революции пожирают своих детей. Во всей Азии, включая Японию, ширятся настроения против США, МВФ и иностранцев. Выборы в Индонезии вполне могут привести к формированию националистического исламского правительства, вдохновляемого идеями премьер-министра Малайзии Махати-ра. [41]
Джин Киркпатрик, представитель США в ООН во времена президента Рейгана, довольно своеобразно разграничивала авторитарные и тоталитарные режимы. Фактически, с ее точки зрения, авторитарные режимы были нашими друзьями, а тоталитарные - врагами. Так, США имели тесные связи с Южной Африкой, несмотря на открыто проводимую ею политику апартеида. Помощь иностранным государствам предоставлялась исходя из геополитических соображений и нередко укрепляла авторитарные режимы / Если организация Human Rights Watch резко критиковала такой подход, то Freedom House поддерживала его. [42]
Демократия - не панацея, она не имеет организационных способностей, не знает пределов собственных возможностей, не в силах решать новые задачи. Народные избранники часто не в состоянии вовремя принять компетентное решение по комплексным вопросам, а чиновники, понимая глобальный характер задач, слабо разбираются в сложных взаимодействиях между ними. Политические партии озабочены очередными выборами, нанося вред той самой демократии, которой призваны служить. Иногда кажется, что интересы партии выше интересов государства, стратегия и тактика важнее целей, а о мнении избирателей забывают сразу же после их выборов. Но кризис современной демократии не дает оснований отвергать ее. Утверждение демократии в странах, освободившихся сегодня от авторитарных режимов, требует от их граждан смены позиций и общественного поведения. Современная ситуация возникла неожиданно, не дав времег ни подготовиться к структурным преобразованиям, и рыночные отношения, связи, методы управления не могли сложиться заранее. Может случиться, что именно на демократию будет возложена ответственность за экономические неудачи, чем воспользуются экстремистские элементы. [43]