Cтраница 2
Однако все эти обобщения получены главным образом в экспериментах, а потому так же, как и признаки почерка, прямо не могут переноситься на резервы человеческого фактора в экономике. Более конкретные данные о психологии женщины-работницы дают исследования, проведенные непосредственно на предприятиях. Рассмотрим некоторые выводы, полученные таким образом. [16]
Если средство производства никогда не отдает продукту больше стоимости, чем оно утрачивает в процессе труда вследствие уничтожения своей собственной потребительной стоимости, если в то же время только человек способен быть источником стоимости, притом большей стоимости, чем имеет он сам 2, то отсюда легко заключить, что резервы человеческого фактора составляют главный резерв производства. [17]
Работоспособность и профессиональное мастерство, как бы велико ни было их значение для характеристики резервов человеческого фактора, все же не исчерпывают их сущности. В самом деле: работоспособность описывает энергетическую сторону резервов человеческого фактора, а мастерство - исполнительское искусство, потенциальную возможность точно реализовать полученное трудовое задание по созданию технических изделий или по эксплуатации и ремонту машин, оборудования устройств. Человеческий фактор располагает еще одним специфическим резервом, благодаря которому зарождаются новые научно-технические идеи, материализующиеся в процессе производства. Речь идет о творческом потенциале работников. [18]
Встречаются среди сотрудников плановых органов и специалисты с прямо противоположными качествами. На тот же вопрос анкеты, который приведен выше ( Каковы резервы человеческого фактора... Госплана республики пишет следующее Хочу сказать о самом себе: не хватает уверенности. [19]
Если иметь в виду не вообще работоспособность безотносительно к сфере деятельности, а работоспособность в материальном производстве, то ее можно определить несколько иначе, а именно как свойство работника, обусловливающее потенциально доступный ему уровень производительности труда при фиксированном уровне качества продукции. Понимаемая таким образом работоспособность есть целостная, интегральная характеристика человека как работника под углом зрения резервов человеческого фактора, которыми он располагает. [20]
Руководителю важно не только научиться оценивать и учитывать уровень работоспособности подчиненных. Столь же необходимо грамотно организовать режим труда и отдыха, чтобы наиболее рационально и бережно применять резервы человеческого фактора; содействовать восстановлению и сохранению работоспособности путем улучшения бытовых условий, всемерно совершенствовать содержание и условия труда; постоянно заботиться о морально-психологической атмосфере в коллективе; учитывать психологические условия эффективности материальных и моральных стимулов. [21]
Во всем остальном новая редакция Программы КПСС строго была выдержана в духе социалистического менталитета. Абсолютная уверенность, что с помощью нового набора слов и лозунгов, лучшей организацией дела можно привести в действие мощные резервы человеческого фактора и совершить стремительный рывок к качественно новому состоянию общества. [22]
Функции контроля за выполнением принятых решений. [23] |
Стимулирующая функция близка к ориентирующей, но с ней не совпадает. Если ориентирующая функция контроля при умелом руководстве держит в поле зрения работы, то стимулирующая функция нацелена на выполнение и вовлечение в процесс труда всех неиспользованных резервов и в первую очередь резервов человеческого фактора. [24]
В предлагаемой книге автор высказывает свою точку зрения на предмет, проблематику и актуальные задачи экономической психологии в свете требований XXVII съезда КПСС и последующих Пленумов ЦК партии. Ее структура построена таким образом, чтобы осветить психологические аспекты важнейших направлений реализации концепции ускорения социально-экономического развития. Книга открывается анализом резервов человеческого фактора, путей выявления и вовлечения их в хозяйственную деятельность. Далее рассматриваются психологические грани нового хозяйственного механизма, формирование которого еще продолжается. В третьем разделе предпринята попытка выявить своеобразие психологического подхода к совершенствованию экономических отношений. Книга завершается критическим обзором психологизаторских тенденций в буржуазной политической экономии. [25]
Так, на начало 1984 / 85 учебного года численность учащихся 9 - 10 ( 11) - х классов, прошедших трудовое обучение, составила 3 млн. 990 тыс. Статистических данных об экономическом эффекте их труда нет, но есть данные по студенческим отрядам. Это все касается юношей и девушек, которые не учитывались нами выше при прикидках резервов человеческого фактора. [26]
Для экономической психологии главное - момент связи экономики в целом, хозяйственного механизма, конкретных хозяйственных решений с мыслями, чувствами, волей, словом, с психологией человека. Образно говоря, в этом пункте связи может возникнуть конфликт, когда со стороны психологии человека обнаруживаются неприятие экономических реальностей, несогласие с ними, их непонимание. Но при определенных условиях в этом пункте связи можно вызвать своеобразный резонанс, и тогда резервы человеческого фактора обретают максимальную экономическую эффективность. [27]
Творческий потенциал личности - экономический фактор высочайшей ценности и в то же время необычайно хрупкий. И работоспособность, и профессиональное мастерство одного и того же человека может оказаться на различных уровнях продуктивности в зависимости от динамики психических состояний работника. Но творческий потенциал по степени чувствительности к колебаниям психических состояний не идет ни в какое сравнение с этими двумя формами резервов человеческого фактора: порой он оказывается настолько капризным, что даже талантливый, более того, гениальный мыслитель уподобляется ординарному человеку, не наделенному творческим даром от рождения. [28]
А если это так, то непонятно, почему человек, способный многократно превысить норму выработки, должен показывать наивысшую для себя эффективность труда при ограничениях зарплаты полуторной тарифной ставкой. В принципе подобное возможно, но на современном этапе социалистического строительства вряд ли это может стать массовым явлением. Вот и получается, что система оплаты труда невольно тормозит рост производительности труда, ориентирует работников на какие-то усредненные усилия, глубоко не затрагивающие резервы человеческого фактора в экономике. [29]
Как видим, не за счет качества достигалось многократное уплотнение времени. И главное, все это делалось тогда, когда квалифицированные специалисты в большинстве своем были призваны в армию, а у станков стояли в основном подростки и женщины, полуголодные, плохо одетые и обутые, работавшие без сна и отдыха. Секрет - в неисчерпаемости резервов человеческого фактора в условиях, когда уничтожена эксплуатация человека человеком и трудящийся осознал, что трудится на себя, на своих детей, на свое социалистическое государство. Советский человек способен многократно уплотнять время в хозяйственной деятельности. И если не везде и не всегда этого удается добиться, то только по той причине, что научные основы процесса ускорения экономического развития с точки зрения возможностей человека уплотнять время изучены мало. [30]