Резерв - человеческий фактор - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Когда-то я думал, что я нерешительный, но теперь я в этом не уверен. Законы Мерфи (еще...)

Резерв - человеческий фактор

Cтраница 3


Большой интерес к ним проявляют и экономисты. В психологической науке она должна изучаться под углом зрения требований, которые новые условия хозяйствования предъявляют к человеку. Требования эти хорошо известны - резкое повышение производительности труда и качества продукции, полное использование творческого потенциала всех трудящихся для ускорения научно-технического прогресса, достижение режима высочайшей бережливости в расходовании материальных, энергетических, финансовых и трудовых ресурсов. Исходя из этого в качестве резервов человеческого фактора нужно рассматривать именно те характеристики или свойства работника, выявление и включение которых в хозяйственную деятельность могут обеспечить успешное выполнение указанных выше экономических задач.  [31]

Вывод, который следует из сказанного, можно сформулировать следующим образом: если идет речь об активизации человеческого фактора в экономике, то задача эта в психологическом плане сводится к организации управляющего и побуждающего воздействия на трудовую концепцию каждого работника. Но работник находится не в безвоздушном пространстве, а в трудовом коллективе. А коллектив, как известно, представляет собой могущественный фактор влияния на сознание каждого работника. В то же время и сам коллектив есть разновидность резерва человеческого фактора в экономике, активизация которого представляет собой относительно самостоятельную проблему.  [32]

Психологические резервы НТП представляют интерес не только для нашей страны и братских стран социализма. Много внимания уделяется им в развитых капиталистических странах, вовлеченных в яростную конкуренцию в гонке за первенство в научно-технической революции. Конечно, полученные там результаты исследований не могут механически переноситься на наши условия. Тем не менее при критическом подходе исследования эти ориентируют в некоторых аспектах проблемы мобилизации резервов человеческого фактора на ускорение научно-технического прогресса.  [33]

Психологические трудности связаны и с постоянным пребыванием на работе и в общежитии с одним и тем же узким кругом лиц. Трудности эти усугубляются в зимнее время из-за жестоких морозов и темных полярных ночей. Не способствует усилению работоспособности потенциальная невозможность уехать из-за отсутствия регулярно курсирующих транспортных средств. Человек, может быть, и не уехал бы, но отсутствие такой возможности порождает чувство территориальной изолированности, снижающее эффективность использования резервов человеческого фактора в экономике.  [34]

Выполнение производственных заданий, норм выработки, если отвлечься от группы рабочих-адаптантов, больше зависит, видимо, от работоспособности, чем от профессионального мастерства и творческого потенциала рабочего. Точно так же данные о качестве работы, приводимые в таблице, будут созвучны профессиональному мастерству, а оценки инициативности и участия в рационализации и изобретательстве - творческому потенциалу. Подобные аналогии, конечно, весьма приблизительны, но правомерны из-за отсутствия прямых данных, так как могут помочь выявить какие-то тенденции, связанные с возрастными особенностями резервов человеческого фактора в экономике.  [35]

Какие мысли и чувства могли быть связаны с подобной практикой. В первую очередь возникают сомнения в том, надо ли работать лучше, если оплачиваться дополнительные усилия не будут. Надо сказать, что беда не только в том, что это противоречит социалистическому принципу распределения по труду. Кроме того, подобная мысль, возникшая в голове рабочего, расслабляет его силы, приводит к растранжириванию резервов человеческого фактора, к искусственному сдерживанию их роста, к потере интереса к развитию профессионального мастерства.  [36]

Содружество психологических и экономических наук необходимо не только для решения актуальных проблем практики планирования. Оно необходимо также и для дальнейшего развития теории планирования. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к рассмотрению психологических аспектов теоретических проблем планирования, которые в современных условиях выдвигаются на первый план. Так, например, отмечается, что по сравнению с лучшими мировыми показателями мы тратим на единицу национального дохода значительно больше трудовых ( и - не только, конечно) ресурсов. Выявление резервов человеческого фактора, их вовлечение в производство представляют собой важное направление интенсификации экономики. Но эту задачу на подлинно научном уровне нельзя решить без учета психологических закономерностей, коим подчиняются работоспособность, профессиональное мастерство и творческий потенциал работников.  [37]

Человек как бы раздваивается, так или иначе отнимает от основной работы физические и интеллектуальные силы. Другие не ищут дополнительного заработка, ибо это связано с немалыми хлопотами, а остаются на работе, но работают без души, как говорится, не выкладываясь. Третьи пускаются в частное предпринимательство. Есть и такие, которые при этом выходят за рамки закона. Конечно, немало и таких работников, которые трудятся в полную силу и при такой ситуации. Но они, как бы ни перенапрягались, не могут восполнить потери резервов человеческого фактора, растрачиваемые без пользы для данного трудового коллектива.  [38]

Социализм освободил женщину от экономического и социального угнетения, создал ей равные с мужчиной возможности трудиться, получать образование, участвовать в общественной жизни, указывалось на XXVII съезде КПСС. Вместе с тем задача создания таких условий труда и быта женщин, которые позволяли бы успешно сочетать материнство с активным участием в трудовой и общественной деятельности, как отмечалось на съезде, еще не снята с повестки дня. Принято решение о создании новых организационных форм общественной активности женщин. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на равенство прав с мужчиной, советской женщине свойственны и собственные женские особенности. Такие особенности проявляются и в труде. Их знание и учет в планировании и хозяйственном управлении позволяют, с одной стороны, создать наиболее благоприятные условия для исполнения женщиной природных обязанностей матери, а с другой - наилучшим образом использовать на производстве резервы человеческого фактора трудящихся-женщин, составляющих большинство населения нашей страны.  [39]



Страницы:      1    2    3