Традиционная религия - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Когда ты сделал что-то, чего до тебя не делал никто, люди не в состоянии оценить, насколько трудно это было. Законы Мерфи (еще...)

Традиционная религия

Cтраница 3


Общение индивидов, осуществляемое в таком мире, не является подлинным, оно лишь подчеркивает одиночество каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто, которое делает человеческую жизнь бессмысленной, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов, освященных традиционной религией и нравственностью: в любви, дружбе и т.п. Характерное для Сартра стремление разобличить искаженные, превращенные формы сознания ( дурной веры или самообмана) оборачивается требованием принять реальность сознания, разобщенного с другими и самим собой. Единственный способ подлинного общения, который признает Камю, - это единение индивидов в бунте против абсурдного мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия. Экстаз может объединить человека с другим, но это в сущности экстаз разрушения, мятежа, рожденного отчаянием абсурдного человека.  [31]

Система образования строилась исключительно на основе социалистической идеи. Поколения, выросшие в советское время, не имели представления о роли традиционных религий в обществе, воспринимали деятельность церковных организаций негативно Однако та часть общества, которая потеряла связь с традиционной религией, воспринимала новую, на основе социалистической идеи.  [32]

Особенно показательны стали процессы сохранения, выживания и возрождения религиозности в бывшем СССР, где государственно-партийная система проводила интенсивную политику по искоренению прежних форм религиозной жизни. Религия была зачислена в разряд пережитков феодализма и подлежала искоренению в пользу научного атеизма, чтобы создать общество, свободное от религии. Но уже в суровые военные годы, а затем в 70 - х - 80 - х гг. происходит заметное оживление религиозной жизни, вопреки официальной политике. Распространяются не только традиционные религии, но и самые разнообразные верования, религиозные идеи и культы. Ширится мода на астрологию, различного рода магию, восточные техники медитации. В последние годы новая официальная политика способствует и подъему традиционных религий - православия, ислама, буддизма.  [33]

Еще более разнообразен круг художественных решений, признаваемых нетрадиционными синкретическими религиями и религиозно-философскими концепциями. Вивеканандой, семьей Рерихов и др.) для них характерен интерес к европейской мистике ( и художественным средствам воплощения ее идей), художественно-философским разработкам темы единства природы, общества и человека ( прежде всего в религиозно-космическом варианте), к экзистенциалистской проблематике [ представленной в наследии Б, Паскаля ( 1623 - 1662), С. Сквозь призму JTUX подходов переосмысливаются многие положения традиционных религий. Как традиционные, так и современные религии нуждаются в образных средствах искусства, обращаются к сокронкщнице сто находок и ассоциаций.  [34]

В пользу такого позитивистского умонастроения и пессимистического взгляда на будущее религии говорит то обстоятельство, что в настоящее время наука действительно оказывает определяющее воздействие на всю нашу жизнь. Прежде всего - в результате созданной на основе науки современной технологии, изменившей сам образ жизни людей, но также - и образ мышления, былую готовность принимать на веру в качестве истины то, что нельзя доказать или наглядно подтвердить. Бонхеф-фера, - больше не видит надобности обращаться к Богу, чтобы объяснить мир. В прошлом слабость человека как действующего существа порождала и поддерживала веру во всемогущего Бога - компенсатора человеческого бессилия, но теперь мир стал совершеннолетним, люди в ходе истории научились преодолевать свою слабость, они становятся все более уверенными хозяевами окружающего мира и самих себя. Бонхеффер приходит к заключению, что тот Бог, которого предлагала традиционная религия, ныне преодолен и отброшен как естественнонаучная, политическая, моральная и философская гипотеза.  [35]

Особенно показательны стали процессы сохранения, выживания и возрождения религиозности в бывшем СССР, где государственно-партийная система проводила интенсивную политику по искоренению прежних форм религиозной жизни. Религия была зачислена в разряд пережитков феодализма и подлежала искоренению в пользу научного атеизма, чтобы создать общество, свободное от религии. Но уже в суровые военные годы, а затем в 70 - х - 80 - х гг. происходит заметное оживление религиозной жизни, вопреки официальной политике. Распространяются не только традиционные религии, но и самые разнообразные верования, религиозные идеи и культы. Ширится мода на астрологию, различного рода магию, восточные техники медитации. В последние годы новая официальная политика способствует и подъему традиционных религий - православия, ислама, буддизма.  [36]

Она призвана придать позитивное значение длительному процессу социального развития и найти возможным для себя высоко оценивать его в качестве социальной задачи, причем это опять-таки не подразумевает необходимости принимать сам социальный прогресс за религиозный абсолют. Историческая религия должна содействовать утверждению идеала ответственной и дисциплинированной личности. Применяясь к новому соотношению между религиозным и светским, в современном обществе, она должна найти силы для того, чтобы принять свою собственную роль как частной добровольной ассоциации и признать, что это не противоречит ее роли как носительницы высших ценностей общества. Этот перечень требований соответствует, как было указано выше, конструкции идеального типа. Конечно же, ни одна религия исторического типа не преобразовалась подобным образом, да и вряд ли какая-либо из них смогла бы полностью сделать это. Но для успешного осуществления модернизации необходимо, чтобы традиционная религия либо произвела эти преобразования, во всяком случае большую их часть, либо смогла уйти из главных сфер жизни и дать возможность светским идеологиям завершить преобразования.  [37]

В современной социологии на чисто эмпирическом уровне секуляризация описывается как процесс, при котором подвергаются сомнению верования в сверхъестественное и связанные с ним ритуалы, и институт религии утрачивает свое социальное влияние. Является ли процесс секуляризации необратимым. Означают ли те перемены, которые привели к изменению роли религии в жизни общества, что дело идет к полному исчезновению религии. Ответ на этот вопрос не столь уж очевиден. Скажем, религия сегодня не воспринимается как помеха прогрессу, как препятствие на пути развития науки. Проблемы, которые были столь острыми и насущными вчера, сегодня уже ушли в прошлое. Между тем, процесс секуляризации встречает противодействие, возникают движения за возрождение традиционных религий, за религиозное обновление. Попытки возвращения религиозности часто связаны с возрастающей сложностью жизни, с поисками стабильности, психологической устойчивости перед лицом проблем, порождаемых современным этапом общественного развития, таких, как отчуждение от природы, утрата связи с традицией и т.п. Означает ли наметившаяся сегодня тенденция возвращения к мифологическим и религиозным мотивам серьезный поворот к религии или только поверхностный религиозней энтузиазм. Ответ на этот вопрос предлагают теории секуляризации, сформулированные на основе различных подходов современной социальной наукой.  [38]

Любопытно, что в годы войны была сделана ставка на русский народ, русский патриотизм. Многое было возвращено из отвергавшегося недавно прошлого: военная форма с погонами, похожая на мундир царской армии, офицерские звания и т.п. Дореволюционная история России ( использовалась для подкрепления патриотизма. Имена Кутузова, Суворова, других знаменитых полководцев звучали со страниц печати, в речах политработников. Режим решил использовать традиционную религию для мобилизации сил и средств на борьбу с внешним врагом.  [39]

Бог - Кришна, который выступает в трех сторонах своего проявления: Бхагавака, Брахман и Паратама. В Паратме выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого живого существа наряду с индивидуальной душой - дживой. Бог вечен и несотво-рим, обладает бесконечным разнообразием энергий. Остальные Боги мыслятся как аватары ( воплощения) Кришны. В качестве такой аватары выступает в кришнаизме и Иисус Христос. Кришнаизм, как и многие другие вероисповедания, возникшие в XX в. Поэтому он включает в свой пантеон всех Богов традиционных религий.  [40]

Вследствие указаных причин многочисленные и разнообразные культурные модели, не являясь абсолютно новыми для России, пребывали в зародышевом состоянии. Это относится даже к тем из них, что имели в России богатую и даже многовековую традицию, но были подавлены и перешли в латентное, зародышевое состояние. С распадом советской культуры возникла впервые за много десятилетий возможность их развертывания и реализации. Некоторые идеологии, жизненные формы, культурные стили имеют региональный или даже локальный характер. Они начинают играть крайне важную роль в качестве идеологической и культурной основы современных процессов децентрализации и автономизации регионов. Они могут иметь характер, во-первых, целостных национальных культур, во-вторых, культурных стилей, присущих исторически сложившимся регионам. Это культуры совершенно различные; достаточно указать хотя бы на различие традиционных религий: шаманизм у якутов, буддизм у калмыков, мусульманство у татар. Именно культурный фактор служит обоснованием попыток политического и экономического обособления и даже выхода автономий из состава Российской Федерации.  [41]

Наконец, культ употребляется как обозначение начальной фазы развития новой религии. В этом их отличие от сект, которые всегда ориентируются на возвращение к истинным истокам веры, сознают себя как сохранение древней веры в ее чистоте. Культ же предстает как нечто новое, как более современная, передовая религия, появление которой лишает ценности и смысла традиционные выражения веры. Для таких движений не важна преемственность с существующими религиями, они не ищут в такой преемственности своей легитимации. Культам часто присущ мистический или экстатический опыт, а не апелляция к письменным источникам. В принципе, культ, подобно секте, также способен к институализации. В то же время, враждебное отношение окружения может вызвать превращение секты в культ. Такой переход облегчается наличием общих черт - отсутствие внутренней сложной организации и отрицание, по крайней мере некоторых, ценностей секулярного общества. Чаще всего культ или умирает, или превращается в институализированную религию. Часто культ является импортированным и в данном обществе, в этом смысле, новым. Упадок традиционных религий, вызванный развитием процессов секуляризации, способствует успеху, усилению влияния новых религиозных движений.  [42]



Страницы:      1    2    3