Cтраница 1
Суверенные республики имеют исключительное право на законодательное регулирование владения, пользования и распоряжения всем национальным богатством, находящимся на их территории. Земля, ее недра, внутренние и территориальные воды, континентальный шельф, воздушное пространство и другие природные ресурсы, созданный экономический и научно-технический потенциал является собственностью их народа, материальной основой государственного суверенитета республик. [1]
Каждая суверенная республика самостоятельно на основе согласованной концепции разрабатывает комплекс мероприятий по переходу к рыночным отношениям, определяет последовательность шагов в становлении рыночной экономики. С учетом имеющихся специфических условий республики устанавливают наиболее эффективные способы использования производственно-экономического потенциала, осуществляют структурные преобразования, создают основные рыночные институты. Вместе с тем успешное проведение экономической реформы возможно только на основе эффективной координации действий всех республик. [2]
Что характерно для каждой суверенной республики. [3]
В практике внешнеэкономического сотрудничества суверенных республик с другими странами все эти новые формы внешнеэкономических связей должны решать задачи, связанные с повышением эффективности ведущих отраслей экономики страны, укреплением ее материально-технической базы и научного потенциала за счет привлечения передовой иностранной технологии и управленческого опыта; насыщения внутреннего рынка качественной промышленной продукцией и потребительскими товарами, создания п развития антинмпортного производства; укрепления экспортной базы страны и привлечения дополнительных материальных и денежных ресурсов; использования научных достижений зарубежных государств. [4]
В связи с передачей суверенным республикам, объединениям, предприятиям и организациям функций внешнеэкономической деятельности, в том числе ранее выполняемых непосредственно Министерством внешней торговли СССР и его объединениями, в составе министерств или их объединений и предприятий организуются внешнеторговые организации на хозяйственном расчете и хозрасчетные внешнеторговые фирмы. Перестройка управления внешнеэкономическим комплексом, широкая децентрализация внешнеторговых и других экономических связей призваны не только поднять заинтересованность отраслей экономики, объединений, предприятий и организаций в повышении эффективности внешнеэкономической деятельности, но и обеспечить общегосударственные интересы, в частности, посредством контроля за внешнеторговой деятельностью предприятий и объединений со стороны Министерства внешних экономических связей Союза и республик. [5]
В соответствии с этими законами суверенные республики берут на себя всю полноту ответственности за экономическую политику и реализуют ее на взаимовыгодных условиях. [6]
Порядок формирования и использования бюджетов суверенных республик определяется законодательствами этих республик. Они самостоятельно разрабатывают и используют систему налогообложения, сборов и обязательных платежей. Все субъекты хозяйствования, юридические и физические лица, находящиеся на территории республик, производят отчисления ( взносы, платежи) только в республиканские и местные бюджеты. [7]
Представляют собой сумму прав, делегированных суверенными республиками. В рамках этих согласованных прав центр осуществляет свои полномочия по управлению общесоюзным имуществом и фондами, экономическими программами общесоюзного значения, а также обеспечивает максимально возможную согласованность в проведении реформы. [8]
Правовой основой новых экономических взаимоотношений между суверенными республиками служит настоящий Договор и разработанные в соответствии с ним законодательные и нормативные акты. [9]
Попытки повернуть события вспять исторически бесперспективны, суверенные республики считают своей общей целью коренное преобразование унитарных политических и социально-экономических структур. [10]
В последнем десятилетии XX века страны СНГ, суверенные республики и регионы Российской Федерации ориентируются, прежде всего, на достижение своих конкретных экономических целей, соблюдение национальных и региональных интересов, которые зачастую могут и не совпадать. Характер этих связей также зависит от форм предпринимательства имеющихся предприятий, состояния их производственной, коммерческой, финансовой деятельности или их сочетания. [11]
Участие в экономическом союзе должно быть выгодным для суверенных республик, поэтому следует предусмотреть добровольность вступления и право свободного выхода из союза. Вместе с тем член экономического союза должен взять на себя определенные обязательства, согласованные всеми его участниками. При отказе от выполнения этих обязательств, но при желании участвовать в некоторых социально-экономических программах союза, республика получает статус ассоциированного участника ( наблюдателя), что сужает ее права в рамках союза. [12]
Каждый человек, каждое предприятие, каждая территория или суверенная республика увидят в предлагаемой программе отклик на свои кровные интересы и получат с ее помощью возможность действовать ради реализации этих интересов сейчас же, немедленно. [13]
Все функции и полномочия членов Союза реализуются исходя из принципа верховенства законодательств суверенных республик и эффективного разделения функций республиканского и союзного управления. В соответствии с этим суверенные государства несут основную ответственность за экономическое развитие своих территорий и осуществляют основанную на разделении компетенции республик и Союза экономическую политику, самостоятельно формируют структуру управления народным хозяйством. [14]
Под руководством Ленина было создано многонациональное социалистическое государство СССР - добровольный союз равноправных и суверенных республик, построенный на принципах пролетарского интернационализма, единстве экономической и политической организации общества, на общности идейной и культурной жизни. Сплочение более ста социалистических наций и народностей нашей страны, их бурный хозяйственный и культурный подъем, утверждение единой пролетарской идеологии - таковы достижения социализма в разрешении вековой национальной проблемы, с которой не в состоянии справиться никакой другой строй. [15]