Cтраница 2
Пушкина прочесть без рефлексии, с самозабвением... Известно, что Белинский за свою короткую жизнь успел пройти большой душевный путь - и это благодаря самостоятельной рефлексии. Без рефлексии он так бы и застрял на примирении с действительностью или еще раньше - и не было бы того Белинского, которого мы знаем и ценим. [16]
По своей сущности рефлексия представляет собой процесс получения знания о своих знаниях, о самом себе. Качество таких знаний зависит от последовательности и порядка прохождения через совокупность предыдущих проблемных ситуаций, их полноты, соответствия прав обязанностям, вытекающим из осознания новых функциональных обязанностей человека в обществе. Исключение ряда ситуаций из жизни человека, разнесение во времени моментов предоставления прав и соответствующих им обязанностей оказываются невосполнимыми впоследствии. Подобно тому как потенциальные способности к речи могут быть реализованы только в определенном возрасте, иначе далее они будут утрачены, точно так же право на создание семьи без осознания своей ответственности за ее содержание, содержание ее за счет бюджета родителей приводит к тому, что мысль об ответственности за условия существования семьи может никогда не осознаться человеком. [17]
Мысль, или рефлексия, как мы уже поняли, если и не высказали эксплицитно, есть усмотрение связей между тем, что мы пытаемся делать, и тем, что происходит в результате наших действий. Никакой значимый опыт невозможен, если в нем не участвует мышление. [18]
В том понятии рефлексии, которое бытует в нашей статье, воспитание души немыслимо без рефлексии. [19]
Социальная сторона подавления рефлексии основана на отношении к человеку как к вещи. На человека влияют, вещь используют. [20]
На самом деле рефлексии соответствует в мире действий не бездействие, а, наоборот, организационная ици-циатива, предприимчивость. [21]
Путаница с понятием рефлексии привела к тому, что она воспринимается как что-то нудное и непонятное, не имеющее отношения к нашей жизни. Юмор же, напротив, часто столь же ошибочно воспринимается как что-то мелкое, несущественное. Это маскирует связь между рефлексией и юмором, очень глубокую. Мольеровский Журдэн не знал, что говорит прозой. Подобно этому, наш современник, рассказывая анекдот, обычно не знает, что предлагает своим слушателям упражнение в рефлексии. [22]
Для подтверждения наличия рефлексии только у теоретического мышления авторы приводят примеры ситуаций, когда учащийся не выходит на теоретическое знание и у него при этом отсутствует рефлексия процессов, приводящих к этому знанию [ 44, с. [23]
Однако при наличии рефлексии учащимся деятельности учения ( как и вообще учебной деятельности) такие акты не могут расцениваться иначе, как особые действия учения, направленные на получение подкрепления. [24]
Превосходство в ранге содержательной рефлексии позволяет преподавателю определять пути формирования требуемого интеллектуального состояния студентов, находить методы и средства воздействия на их учебную и научную работу, без каких-либо элементов принуждения и подавления инициативы. [25]
Конечно, пробудить рефлексию Законом невозможно по определению. Закон необходим для формирования правового пространства, в котором она может осуществиться как явление. Проведенные многолетние исследования и практика создания Российской Школы психоэкологии свидетельствуют о том, что в народе пока есть потенциал для развития рефлектирующего типа сознания и деятельности. Однако пока этот потенциал не используется. Для этого необходима кропотливая и долговременная работа по созданию сложной психоиммунной системы социума. [26]
В наше богатое рефлексией и резонирующее время человек, который не умеет указать хорошего основания для всего что угодно, даже для самых дурных и превратных мыслей и поступков, должен быть уже очень недалеким. Все, что испорчено в мире, испорчено на хороших основаниях ( Hegel: Encyklopadie. [27]
В наше богатое рефлексией и резонирующее время человек, который не умеет указать хорошего основания для всего что угодно, даже для самых дурных ц превратных мыслей и поступков, должен быть уже очень недалеким. [28]
В наше богатое рефлексией и резонирующее время человек, который не умеет указать хорошего основания для всего что угодно, даже для самых дурных и превратных мыслей и поступков, должен быть уже очень недалеким. [29]
Отчасти это вытекает из рефлексии, но окончательно должно доводиться специально. [30]