Cтраница 2
Как явствует из его социальной динамики, умственное развитие является преобладающим принципом развития человечества. Или, как он отмечал, история человеческого ума выступает естественною и постоянною руководительницею всего исторического изучения человечества. Таким образом, закон трех фазисов умственного развития ( миросозерцания) становится у Конта главным, самым общим и основным законом всей эволюции человечества. [16]
Технология и экономика являются источниками социальной динамики. [17]
Почти все социологи-теоретики уделяют внимание проблемам социальной динамики. Тем не менее многие социальные кризисы оказались неожиданными и, более того, в рамках существующих теорий для происходящих перемен не удается найти разумные объяснения. [18]
Соглашался Кистяковский и с некоторыми выводами социальной динамики Маркса: никто не станет отрицать, что современный строй, основанный на наемном труде, справедливее, чем феодальный уклад, покоящийся на крепостничестве, а тот, в свою очередь, справедливее, чем античный, держащийся рабством. В общем, человечество гуманизируется, нормы справедливости все больше осуществляются. В свете этого идеалы социализма во многом справедливы. Но диктатуру пролетариата Кистяковский считал чрезмерно политизированной утопией, реализация которой не даст общества, принципиально отличного от грубого капитализма. В условиях примитивности или отсутствия этого сознания в ходе революции возможны подчас самые неожиданные, нежелательные эксцессы, сработает то, что Гегель называл хитростью истории, а Вундт гетерогенностью целей, которые будут пародией на социализм и правовое общество. Практика уже первых послереволюционных лет, к сожалению, подтвердила самые худшие его опасения на сей счет. [19]
Теория смены поколений - утверждает, что социальная динамика определяется в основном процессами смены поколений. [20]
Эволюция социально-философской мысли, социальная статика и социальная динамика, социальный прогресс, иерархия отношений, социальный класс, теологическая, метафизическая и промышленная стадии развития общества ( по О. [21]
Формирующаяся система неравенства становится не только источником социальной динамики, но и механизмом социокультурной консервации отношений нового типа, что позволяет рассматривать ее в концепции игры: складывающихся общественных договоров, правил, коммуникативных стереотипов, стандартных оценок и норм поведения. [22]
Социологию Конт делит на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия существования и законы функционирования социальной системы. [23]
Итак, сперва в контовском учении о социальной динамике рассматривались законы, действующие спонтанно, независимо от человеческого сознания, - теперь же идет речь о законах самого этого сознания, которые не могут действовать, не будучи осознанными. И действуют они в тем более определенном соответствии со своей разумной природой, прямо и неизбежно двигая человечество по пути Прогресса, чем адекватнее осознаются людьми во всей своей философской глубине. Так философия ( разумеется, контов-ская, уз / со-позитивистская) становится непосредственной руководительницей прогрессивной общечеловеческой эволюции. [24]
Отмеченная познавательная структура способствовала акцентированию внимания российских социологов на проблемах социальной динамики ( эволюции, прогресса), что содержательно определяло эволюцию социологии. Ясно, что подобная ориентация вытекала из необходимости поиска путей разрешения острых противоречий страны. Эволюционисты исходили из представления о единой человеческой истории, где существующие различия могут быть сведены к определенным социальным типам, последовательно приближающим человечество к социальному идеалу. Соответственно обосновываются различного рода формулы прогресса, зачастую сугубо априорные. [25]
К процессам второй группы - циклическим, относятся различные явления социальной динамики, стабильно повторяющиеся с определенным периодом времени. В качестве примеров здесь можно использовать следующие: суточная цикличность деятельности любого человека, темпоральная цикличность работы учреждений образования, на временной макрошкале социально-экономического развития - чередование экспансии и рецессии, бума и стагнации. [26]
Таким образом, хотя Маркс не выделял, подобно Конту, социальную динамику как особую отрасль социальной науки, именно он был подлинным создателем социальной динамики, понимаемой как исследование социальных изменений, инноваций, революционных преобразований. [27]
Конт делил социологию на учение о социальной статике и учение о социальной динамике и считал основной задачей ее выявление условий согласования порядка и прогресса, при которых прогресс обеспечивает поддержание порядка, а порядок порождает прогресс. [28]
При этом Данилевский стремился также дать социологическую интерпретацию понятия нации как субъекта социальной динамики: Народности, национальности суть органы человечества, посредством которых заключающаяся в нем идея достигает, в пространстве и во времени, возможного разнообразия, возможной многосторонности осуществления... И хотя подход к нации носил у Данилевского описательный характер, его идеи были весьма значимы в контексте становления этносо-циологии. [29]
В изучение социокультурного феномена Сорокин включает не только исследование культурной, но и социальной динамики. Такое разделение у автора носит чисто технический характер и сделано исключительно в целях удобства анализа. Сорокин постоянно подчеркивает, что отличия между категориями культурный и социальный очень условны и относительны. Любая культура существует и объективируется некоторыми социальными группами; и любая социальная группа имеет тот или иной тип культуры. [30]