Cтраница 4
Тем не менее и в трактате К вечному миру, и в Антропологии содержатся формулировки, если и не уточняющие, то проясняющие исходные предпосылки кантовской философии Прогресса, в которой оказались объединены его социальная философия и философия истории, во многом совпадающая по смыслу с идеей, положенной Контом в основу раздела его социологии, посвященного социальной динамике. Причем важнейшей проблемой как в названных, так и в других хронологически примыкающих к ним работах становится проблема философского обоснования самой идеи Прогресса, сравнительно мало интересовавшая его английских и французских предшественников и современников, ограничивавшихся, как правило, ссылкой на самоочевидный факт поступательного развития Разума и Просвещения. [46]
Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие лучше заменить понятием развития. Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории органические периоды чередуются с критическими, когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс. [47]
Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существующих этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того, какой она необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами. [48]
Социология как социальная статика обращает внимание прежде всего на повторяющиеся явления. История как социальная динамика интересуется прежде всего развивающимися явлениями. [49]
Наиболее ярко сущность социологической концепции Ковалевского отразилась в понятии прогресса, вне которого нет и не может быть социологии. Прудона и социальной динамики О. Содержание прогресса Ковалевский отождествлял с расширением сферы солидарности, считая ее рост важнейшим и универсальным социальным законом. [50]