Социальная динамика - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Некоторые люди полагают, что они мыслят, в то время как они просто переупорядочивают свои предрассудки. (С. Джонсон). Законы Мерфи (еще...)

Социальная динамика

Cтраница 3


Атмосфера секретности, окутывающая процесс планирования, значительно затрудняет развитие и совершенствование методов прогнозирования социальной динамики. Процессы аккумулирования знаний, выявления причин возникновения непредвиденных последствий реформ могли бы быть существенно ускорены в случае принятия своего рода кодекса реформатора, обязывающего публиковать отчеты о планах и сценариях развития событий хотя бы через несколько лет после начала реформ. Существующие формы привлечения экспертов к разработке планов развивают у ученых какие угодно качества, кроме научной добросовестности.  [31]

Социологической концепции Конта не чужд диалектический подход, ибо предполагается, что социальная статика и социальная динамика направлены на изучение синхронного действия законов функционирования и развития общества.  [32]

Существенно важная особенность контовского социологизма, которая наиболее четко фиксируется именно в разделе, посвященном социальной динамике, заключается в том, что здесь интеллектуальное развитие человечества ставится в связь не только с его моральным развитием, но также с развитием политическим и, если можно так выразиться, социально-организационным. В этом процессе юридизму ( а точнее адвокатизму) с его чисто негативист-ски ориентированной идеей прав человека, который, по Конту, принесла особой метафизическая эпоха, он отводит лишь разрушительную роль.  [33]

Динамические модели, как правило, отражают отношение между циклами, фазами и периодами в социальной динамике. Например, та же система показателей, представленная в результатах нескольких этапов панельных исследований будет отражать динамику и изменение тенденций социальных процессов, происходящих в рамках той или иной отрасли.  [34]

Занимая свое место в технической системе, инновация трансформирует ее и, таким образом, может обусловить социальную динамику в различных аспектах; избыток ресурсов позволяет повысить демографическую плотность, и тогда становится возможным технический прогресс на других направлениях. В эпоху средневековья лошадиный хомут, увеличивший силу тяги, позволил строить более тяжелые транспортные средства и производить более глубокую вспашку земли, в результате чего интенсифицировались производство и обмен с внешним миром, а также претерпели изменения и властные отношения.  [35]

Рассмотрены сен-симоновская версия и контовский проект науки об обществе, социальная статика в качестве позитивистской онтологии социального порядка, социальная динамика как философия общественной эволюции, телеологическая мистика прогресса.  [36]

Поскольку социальный организм основывается на взглядах, мнению; , которые влияют на все стороны общественной ясилни, в основу социальной динамики должна бкть положена история человеческого духа. Каждому этапу развития человеческого рэзу-ма, гроисходящего через три главные стации: теологическую, метафизическую, позитивную, соответствуют определенные формы искусства, хозяйства, политики к общественного устройства. Закон трех стадий своеобразие раскрывает закономерность социальной эволюции, которой не замечали предшественники О.  [37]

Позитивное, позитивизм, закон трех стадий, классификация наук, социальный организм, социальная система, порядок и прогресс, социальная статика и социальная динамика, объективный метод, субъективный метод, Религия Человечества, социократия.  [38]

Таким образом, хотя Маркс не выделял, подобно Конту, социальную динамику как особую отрасль социальной науки, именно он был подлинным создателем социальной динамики, понимаемой как исследование социальных изменений, инноваций, революционных преобразований.  [39]

С одной стороны, социологи с трудом соглашаются мыслить в терминах конфликтного подхода и отказываются анализировать напряжения, которые между тем являются энергетическим источником социальной динамики. С другой стороны, они неизменно настаивают на исследовании изменений - тема, которая входит в повестку дня всех научных конференций. Такое противоречие весьма красноречиво для научногб подхода к предмету. Показателен уже словарь используемых терминов: все, что касается порядка, имеет вид беспорядка по отношению к этому порядку, даже если речь идет о прогрессе в направлении к новому порядку. Попытки сохранять дистанцию с социальной реальностью ведут к ее сохранению такой, какой она представляется в качестве нормали: научный подход в социальных дисциплинах скрыто содержит в себе эту опасность, угрожающую анализу. Именно поэтому критики от социологии полагают, что необходимо еще на начальном этапе исследований отречься от установки на вещественный уклад как от некорректной. Только при выполнении этого условия появляется возможность анализировать движение, попутно интересуясь кризисами, столкновениями, конфликтами и напряжением. Подобное отречение - хороший мотив для социолога, но непонятно, каким образом оно способствует анализу, поскольку социолог ведет свои исследования с использованием прежних приемов, независимо от того, причисляет он себя к критикам или нет.  [40]

История человечества, как ее пон имали Кондорсе и Тюрго, основывалась на принципе развития, - собственно, на нем Конт и построил свою идею социальной динамики.  [41]

Функциональная неграмотность, т.е. неспособность работника или гражданина эффективно выполнять свои профессиональные или социальные функции несмотря на полученное образование, стала следствием не только информационного бума и информатизации, но и резко возросшей социальной динамики: развития технологий в промышленности, структурных изменений в экономике, миграции населения, трансформаций социально-культурного контекста. В результате происходит быстрое устаревание приобретенных профессиональных и общекультурных знаний, потеря ими актуальности.  [42]

Хотя он признавал, что религия может действовать как консервативная сила, и часто выступает именно как помеха на пути социального развития, в то же время она способна действовать как один из факторов социальной динамики. Вебер исходил из того, что все общественные институты, структуры, формы поведения фактически основываются и регулируются тем смыслом, который в них вкладывают люди.  [43]

Определив ее место в ряду других наук, Конт дает ее основной абрис; он делит ее на две основные части: на социальную статику, соответствующую анатомии и изучающую условия равновесия или порядка человеческого общества, и на социальную динамику - физиологию общества, изучающую законы развития и прогресса человеческого общества.  [44]

Это обстоятельство помогает классифицировать, хотя и с некоторыми оговорками, все работы Тахтарева на три группы: учебно-методические программы, курсы и учебники социо-логии [15; 16], работы по истории социологии [16; 17; 18; 19] и самостоятельная разработка проблем социальной методологии и онтологии, среди которых он выдвинул на первое место не проблемы социальной динамики, прогресса и развития столь популярных среди социологов конца XIX - начала XX в. В некоторых поздних сочинениях эти группы научных ориентации им сознательно совмещались, так что предыдущие работы выступили как бы подготовительными этюдами к ним.  [45]



Страницы:      1    2    3    4