Групповая динамика - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4
Мало знать себе цену - надо еще пользоваться спросом. Законы Мерфи (еще...)

Групповая динамика

Cтраница 4


В основу методики фокус-группы заложен психологический эффект, состоящий в том, что в ходе дискуссии друг с другом и с ведущим люди разогреваются и сообщают много ценной информации. Отстаивая ту или иную точку зрения, они приводят объясняющие аргументы, которые в ходе интервью никогда бы не сформулировали. Важно также и то, что высказывания, ассоциации одного из участников порождают ассоциации других. Возникает так называемая групповая динамика, что чрезвычайно продуктивно для получения информации.  [46]

Чтобы облегчить взаимодействие между группами отдельных людей, занимающихся генерированием альтернатив, в некоторых организациях используют компьютерные инструменты. Примером такого подхода можно считать работу, выполняемую в University of Arizona, в которой используется помещение с 24 рабочими станциями и большим числом медийного оборудования. Это позволяет группе менеджеров генерировать идеи и предлагать допущения, используя компьютеры и другие медийные средства. Ведущий с большим опытом в принятии решений и групповой динамике в ходе генерирования альтернатив направляет группу с одного этапа на другой.  [47]

В контексте анализа взаимодействия агентов и их групп представляет интерес концепция групповой динамики К. Левина, опирающаяся на его теорию поля. Подобно тому, как индивидуальный агент и его окружение формируют психологическое поле, группа агентов и ее окружение образуют социальное поле. Групповое поведение в любой момент времени является функцией общего состояния социального поля. В групповой динамике введено понятие валентности, близкое к направленности. Здесь валентность характеризует взаимное притяжение или отталкивание агентов: положительная валентность отражает стремление агентов в определенный район силового поля, отрицательная - движение в обратную сторону.  [48]

В процессе межличностного общения формируются различные микрогруппы, которые тянутся друг к другу. Эти групповые тенденции становятся базисом интеграции людей в более крупные сообщества. На третьей и четвертой ступенях иерархии появляются многие феномены групповой динамики - от ненависти и вражды до группового ДУ а и гордости за коллектив.  [49]

Одна из предпосылок заключается в том, что рабочая группа и ее доминирующая социальная система, особенно на неформальном уровне, сильно влияют на удовлетворенность и компетентность ее членов. Другая предпосылка состоит в том, что подавленные негативные отношения и чувства членов рабочей группы могут отрицательно влиять на решение проблем, личный рост и удовлетворенность работой. Люди, как предполагается, хотят принадлежать к какому-то типу группы и взаимодействовать с ее членами. Наконец, считается, что лидер группы не может выполнять все задачи и функции, которые были описаны при рассмотрении групповой динамики. В результате, члены группы должны играть некоторые из этих ролей и помогать друг другу при эффективном лидерстве и слаженном поведении группы.  [50]

В предыдущей главе было рассмотрено то, как ведет себя человек при выполнении работы и как проектируется или создается работа в организации. Однако простой набор людей и работ еще не представляет собой организации. Для того чтобы произошел переход от проектирования работы к проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить работы ( виды деятельности) и работников ( людей) между собой. Это соединение должно обеспечить взаимодействие между людьми, выполняющими эти работы. Данное взаимодействие имеет как статическое проявление, находящее выражение в структуре организации, так и динамическое, выражающееся в процессах, происходящих в организации и делающих ее живым организмом, способным реагировать на изменения внешней среды. К такого рода процессам в организации относятся коммуникации, принятие решений, групповая динамика, управление конфликтами, власть и влияние, руководство. Организационные процессы как часть общей концепции организации будут рассмотрены в последующих главах учебника.  [51]

Для упорядочения отсчета времени были созданы календари и часы, они организуют и координируют нашу повседневную деятельность. Безотносительно к степени детализации законов или организационных структур мы тем не менее пытаемся понять их, будь то некое естественное явление, например, погода или некое социальное образование. Вот почему нам нужна система судопроизводства, чтобы интерпретировать законы, нужны консультанты, помогающие понять групповую динамику акционерных компаний, и нужна наука для понимания природы.  [52]



Страницы:      1    2    3    4