Cтраница 1
Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет внутреннюю противоречивость их взаимодействия. Так, с одной стороны, человек не может обрести индивидуальность, приобрести, сформировать свои социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивид не является продуктом социальной и социально-культурной среды, значит он - не человек. С другой стороны, человек не может сохранить и развить индивидуальность, если всего лишь автоматически приспосабливается к образцам культуры. Если человек представляет собой всего лишь слепок социокультурной среды, значит он - не личность. [1]
Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет Преломление социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей. [2]
Характер взаимодействия индивида и общества определяет в данном случае психологический механизм, суть которого заключается в том, что угроза социальной изоляции для индивида оказывается важнее потери собственного мнения. Этой проблемой давно и углубленно занимаются исследователи общественного мнения, специализирующиеся на прогнозах исхода различного рода политических выборов. [3]
Меррея проблема взаимодействия индивида со средой анализируется через редуцирование характеристик индивида к его потребностям, а свойств среды - к тем ее факторам, которые способствуют или препятствуют удовлетворению этих потребностей. [4]
Общество анализируется через взаимодействие индивидов, которое развивается как накапливающийся процесс. [5]
Идет ли речь о взаимодействии индивидов, или заводов, фирм, государственных учреждений или общественных организаций, идет ли речь о жителях отдаленного края, о поведении в экономической сфере или в политике, в кругу близких или на совещании, - во всем и везде нужен своеобразный язык, который был бы понятен всем участникам данной системы социальных связей. Парсонс назвал символическими посредниками подобные критерии, которые понятны всем и которыми готовы пользоваться все. К их числу он отнес прежде всего систему ценностей, деньги, власть ( закон), которые предоставляют возможность регулировать любые социальные связи ( независимо от их сложности и опосредованности) на основе социокультурных, экономических и политических критериев. [6]
Значение малой группы во взаимодействии индивида с макропроцессами, нацией, обществом в целом облегчает понимание процессов интеграции больших социальных групп. [7]
Специфику общества Кистяковский видел в психологическом взаимодействии индивидов, а объектом социологии считал прежде всего те явления, которые возникают лишь в результате этого взаимодействия: общность чувств, желаний и другие проявления феномена коллективного сознания. [8]
В-третьих, социальное проявляется только через взаимодействие различных индивидов и групп индивидов в процессе непосредственного, а также опосредованного общения. [9]
Наиболее распространенными формами, описывающими характер взаимодействия индивида и социальной среды в процессе социализации, являются адаптация и интеграция. Адаптация означает пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям. Она характерна для общественных систем с тоталитарным государственным строем. Однако адаптивный характер взаимодействия с обществом может быть обусловлен и самой личностью, ее биопсихологическими или социальными ограничениями. [10]
Важно и другое: вопрос о взаимодействии индивида и коллектива решался в пользу личности, в пользу ее автономии, ее свободы. Личность и ее права первичны - это было главное. Важнейшим правом было право на собственность. [11]
Второй - психогенный, на котором осуществляется взаимодействие индивида и толпы. Третий - социогенный, на котором личность характеризуется через ее участие в экономическом разделении труда, в организации сотрудничества и кооперации индивидов. В своих поздних работах социолог уделил особое внимание второму уровню, что связано с его общей эволюцией к социально-психологической проблематике. [12]
Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей. [13]
По мнению Тарда, общество есть продукт взаимодействия индивидов, в силу чего основу общественного развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные или интериндивидуальные отношения людей, познание которых является основной задачей социологии. [14]
В этом случае речь идет скорее о взаимодействии индивида с социальной группой, социальными организациями, обществом. [15]