Cтраница 2
В рамках межличностных ( со-лидаристских) отношений осуществляется взаимодействие индивидов и групп производителей, разделение труда и кооперация, происходит соединение индивида с объективными предпосылками производства. Членство в сложившейся группе - семья, община, родственная группа, этнос, каста, клан - во многом обеспечивает доступ к средствам существования. Каждый получает то, что необходимо ему для выживания и для осуществления функций, отвечающих сложным потребностям всей группы или общества. Этот механизм поддерживает существование многих категорий населения, не имеющих земли или другой собственности и не занятых непосредственно производительным трудом, но так или иначе входящих в совокупную социокультурную организацию общества. [16]
ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ - теория, объясняющая формы взаимодействия индивида с окружающим миром. Первые попытки научно обосновать поведение индивида возникли на основе механистического детерминизма. [17]
Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. [18]
Зимме-ля, который полагал, что общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. [19]
Следовательно, реализация функций социальных организаций требует координации, управления взаимодействием индивидов, групп, различных горизонтальных структур. При этом важным аспектом их взаимодействия являются социальные отношения, одной из форм которых выступают властные отношения. В самом общем виде властные отношения - это некая результирующая сила действий и противодействий, обеспечивающая ту или иную степень влияния на других людей. Властные отношения, следовательно, имеют неуравновешенный характер. Реальной властью обладает тот, кто по сравнению с другими располагает большими ресурсами. Кроме того, основой влияния могут быть и профессиональные знания. [20]
Состояние правопорядка зависит от характера и состояния динамического равновесия во взаимодействии индивидов ( групп, социальных классов) с социальной средой, частью которой служит правовая система. Устойчивый правопорядок свидетельствует о том, что изменения, происходящие в социальной среде, системе права или поведении индивидов, не нарушают данного типа взаимодействия индивидов с социальной средой. Реакции индивидов не приходят в этом случае в противоречие, в конфликт с социальными ценностями, социальными нормами ( в том числе и нормами права) данного общества. Изменения в характеристиках индивидов ( переход из одной социальной группы в другую, изменение мотивов и установок) также влияют на эволюцию социальной среды, норм права, не создавая конфликтных ситуаций, не изменяя принципиально уравновешенный характер взаимодействия. [21]
Общество в социологии Кареева выступает как надорга-ническая среда, сложная система психических и практических взаимодействий индивидов. Эту среду он подразделяет на социальную организацию и культурные группы, которые являются предметом индивидуальной психологии, так как предполагают общее взаимодействие индивидов и сводятся к представлениям, настроениям, стремлениям. Что касается культурных групп, то их отличительные признаки зависят не от природных свойств человека, а от процесса формирования личности, привычек, воспитания, подражания. [22]
Нормы, регулирующие поведение индивидов, возникают в обществе повсеместно в ходе взаимодействий индивидов и существуют в виде традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, моральных запретов и нравственных требований. Специфика всех этих норм заключается в том, что они создаются самими участниками взаимодействия и контроль за их выполнением осуществляется ими же. [23]
Кузнецова о сущности каталитического акта как общности явлений катализа, выраженной во взаимодействии дискретного индивида с непрерывным, сформулирована несколько абстрактно, причем скорее в терминах философии, чем химии. Однако эта кажущаяся абстрактность смягчена конкретными следствиями идеи: такими химическими категориями, как изменение энергетического ( барьера и направленность ( химическая и матричная ориентация) реакций. [24]
Кузнецова о сущности каталитического акта как общности явлений катализа, выраженной во ( взаимодействии дискретного индивида с непрерывным, сформулирована несколько абстрактно, причем скорее в терминах философии, чем химии. Однако эта кажущаяся абстрактность смягчена конкретными следствиями идеи: такими химическими категориями, как изменение энергетического барьера и направленность ( химическая и матричная ориентация) реакций. [25]
Расширение государственных, религиозных и созданных единством языка союзов чрезвычайно увеличивает количество находящихся в нравственном взаимодействии индивидов, но принципиальные разграничения при этом вовсе еще не преодолены. Преодолеваются они другими причинами в историческое время, почти на наших глазах. При этом действует много условий: категорический характер нравственных велений, свобода их от условий в некоторых отношениях приближают человека к мысли об их всеобщности и ограниченности во всех отношениях; развитие мышления до представлений о единстве человеческого рода или даже о единстве всего мира почти необходимо приводит к общеобязательной нравственности. Выше было уже упомянуто, что нравственность имела большое значение для проникновения монотеизма в религии. Но и появление монотеистических воззрений, в свою очередь, может быть, сильно содействовало ей. Когда всякий народ имеет своих собственных богов, то само собой очевидно, что заповеди их имеют значение только для одного соответствующего народа. Но если существует только один Бог, тот же для всех народов, то Он не может категорически объявлять: ты не должен лгать и в то же время ограничивать обязательность этого поведения каким-либо одним народом; это было бы абсурдом. Разве мои враги являются и его врагами, если он создал их, как и меня, по своему образу. Справедливый не наносит обиды даже своему врагу, учит Платон, и эти слова звучат, очевидно, для его сограждан как нечто новое и чуждое. То же говорит и Зенон: города, деревни и государственные устройства не разделяют людей; их всех следует рассматривать, как граждан одного государства, членов одной семьи. Иудейский закон, охватывающий среди много другого и нравственность народа, имеет первоначально чисто национальное значение; ближним является не ассириец, и не перс, а только еврей. Далее словами: А я говорю вам: любите врагов ваших, он делает решительный шаг в сторону общеобязательной нравственности. [26]
Определяющую роль в процессе социализации и формах социального контроля играет культура, которая отражает характер взаимодействий индивидов и групп, а также идеи, опосредующие культурные образцы поведения. Это значит, что социальная структура является продуктом и особым видом взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений. [27]
Хотя социальную роль нельзя считать основной единицей социологического анализа, так как она вытекает из характера взаимодействий индивидов, однако роль оказывается весьма полезной при изучении институциональных отношений в обществе. [28]
Культурные группы являются порождением воспитания, привычек и подражания, свойственных людям, и отражают процессы общего взаимодействия индивидов. [29]
Выготский полагал, что в онтогенезе вначале господствует детерминация, идущая от органических, биологических предпосылок и взаимодействия индивида с объектом, порождающих так называемые низшие психические функции. Затем основной детерминантей сихичеекого-развития становится культурно-исторический опыт, проводником которого являются -: язык, его форма и значение. Язык выступает ведущим средством-общения и коммуникации в труде, обучении и воспитании, с по-мощью которого передается и усваивается накопленный культурный опыт знаний об объектах действительности и. [30]